ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

МАСТЕР КЛАСС

из опыта работы

Тема: Проблемно – игровые ситуации применяемые

с детьми

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

I квалификационной категории

Братухина Гульсина Хайрудиновна

г. Лангепас 2013 г

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

Решение проблемных ситуаций я считаю одним из главных приёмов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:

Постановка, формулирование проблемы;

Выдвижение предположений;

Выбор, проверка, обоснование гипотез;

Проведение итогов, вывод.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого:

Система вопросов, переформулирование условий задач;

Наводящие задачи или задачи-подсказки;

Цепочка наводящих задач;

Неполное решение;

Готовый вариант решения.

В процессе решения проблемных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия; ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.

Решение проблемных ситуаций предусматривает: обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешимое противоречие. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности — игровой, трудовой и учебной.

Проблемная ситуация — состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн).

Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Использование игровых проблемно – практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждой свое место и врем: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами действий и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать приобретенные опыт.

ПАМЯТКА

игровые проблемные ситуации с дошкольниками

Отправляясь в какое либо путешествие можно создать проблемно – игровую ситуацию:

А на чем мы сегодня отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку не простую а зашифрованную. Соединить точки – цифры по порядку и получится картина – отгадка.

Чтобы пройти на корабль – ракету, сесть в поезд создается игровая ситуация:

Надо вести обратный отсчет с 10 до 1 – Пуск.

Выложить дощечки в прямом или обратном порядке.

Для того, чтобы отправится в путешествие надо изготовить карту или выполнить задание узнать символы:

На первом этапе можно показать детям картины – в сюжетной манере. Например: иллюстрации из сказок «Баба – Яга и горящий дом» (вредительство) «Иван царевич схватил запретную корону Жар птицы» (нарушение закона), «Колдун с богатырем» (борьба).

В дальнейшем учить детей пользоваться картами сжатым схематичным изображением:

Придумывание символов и отгадывание. Например: «Символ – Кирпич» (запрет), «Замок с вставленным ключом» (нарушение).

Проблемная ситуация «Пройдем в сказочную страну если вы разгадаете слово».

Игра «Чудеса» выявление в сказках происходящих чудес (волшебные слова, предметы и их действия).

Игра «Заветные слова» (значимые слова в сказке, сказочные приговоры, волшебные слова).

Использование приобретенных знаний по математике (измерение).

Встреча с Королевой Математики» (нарисовать план чтоб она пришла).

Игра «Мастерская мебельная» (изготовить мебель).

Игра «Ателье» (сшить куклам платья по размеру).

Игра «Помощь Айболиту» (помощь в измерении жидкости).

Надеюсь, что тема нашего разговора была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха.