Защита творческого отчёта — одна из форм проведения экспертизы профессиональной компетентности педагогических работников, позволяющая педагогу комплексно представить результаты своей деятельности и условия их достижения.

Творческий отчёт должен позволить экспертам в комплексе оценить целостную систему профессиональной деятельности аттестуемого педагога. Поэтому он должен содержать не только анализ и оценку результатов деятельности педагога, но и спроектированный по этим результатам план предстоящей деятельности на последующий период.

Понятие о творческом отчёте:

Это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата квалификационное испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему профессиональной деятельности аттестуемого.

Это комплексное мероприятие, выявляющее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических, социальных проблем.

Это форма испытания, в ходе которого педагогический работник на основе материалов самоанализа и портфолио представляет свидетельства своего профессионализма.

Это форма аттестации, которая заключается в отчёте аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну ,оригинальность по своей сути и форме, а также о её результатах.





Это комплексное мероприятие, которое предусматривает слушание доклада, проведение открытого урока (внеклассного мероприятия), организацию выставки, наглядно отражающих пропагандируемую систему работы.

Основные компоненты творческого отчёта:

1 ) «визитка» (представление)

2) доклад аттестуемого раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой ,и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога;

3 иллюстрации к докладу (по выбору аттестуемого), отражающие проблему, над которой работает педагог, это может быть:

— показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

— демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности;

— предъявление наглядного, дидактического, видео и фотоматериала, созданного педагогом;

— организация методической выставки и т.п.

Требования к докладу:

Чёткая формулировка темы, отражающая основную идею опыта;

обоснование актуальности и практической значимости опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;

научное обоснование опыта (теоретическая база);

описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приёмы, методы педагогической деятельности;

анализ результатов деятельности и условий достижения результата;





полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;

длительность апробации опыта;

планирование деятельности на следующий период, прогнозирование результатов обучения и собственной деятельности;

возможность применения опыта другими педагогическими работниками.

Требования к открытому занятию:

чёткое определение темы, цели в соответствии с идеей опыта;

тщательный отбор содержания, форма, методов, приёмов работы для акцентирования внимания на ведущих элементах опыта;

выделение главного в содержании урока, мероприятия.

В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:

варианты авторских программ для организации различных урочных и внеурочных занятий, статьи, доклады;

методические разработки по отдельным темам или разделам программы, поурочные планы;

авторские образцы дидактического материала ,наглядных пособий и промежуточной экспертизы знаний учащихся;

рисунки, поделки детей и т.д.

Критерии оценки творческого отчёта:

обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчётах изменений методики, образовательной программы, образовательной технологии;

наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности;

качество выступления.

Оценка соответствия аттестуемого педагога квалификационным характеристикам (категориям) по итогам творческого отчёта.

I квалификационная категория — раскрытие темы на основе анализа имеющегося передового педагогического опыта (ППО). Внедрение изученного ППО в практику работы, наличие элементов творческого подхода и на этой основе получение положительных результатов обучения и воспитания учащихся, наличие творческих работ по данной теме, достижение устойчивой результативности труда на основе внедрения творческих разработок в процессе обучения.

Высшая квалификационная категория – выполнение требований к I квалификационной категории и анализ самостоятельно разработанных и апробированных творческих достижений педагогических технологий или их элементов, которые могут быть рекомендованы к распространению), умение анализировать свою деятельность, представление перспективы развития, видение путей совершенствования своей деятельности.

Примерные требования к оформлению.

1. Работа оформляется в отдельную папку, обложка которой повторяет оформление титульного листа.

2. Титульный лист: а) вверху указывается полное название учреждения, где работает аттестуемый педагог, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность;

б) в середине листа — название работы;

в) в конце страницы — год подготовки работы,

3. На втором листе:

а) план изложения работы;

б) оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются).

Оглавление выполняет функцию указателя глав, разделов, параграфов.

4. Структура работы:

а) Введение. Во введении четко определяется актуальность работы, обоснование избранной темы.

- актуальность проблемы;

- новые аспекты в современных условиях;

- роль, значение в деятельности школы, автора;

б) Аналитический обзор. Аналитический обзор может содержать анализ литературы по теме разработки или смежным вопросам, описание состояния развития и т.д., завершается постановкой проблемы.

в) Основное содержание разработки. Раскрытие динамики и состояния работы по данной проблеме, программам и т.д. на основе анализа личного опыта:

- что было, и что изменилось в работе на протяжении времени апробации;

- чем определяются достижения;

- как эти меры, изменения в деятельности учителя, воспитателя отразились на количественных и качественных результатах;

- трудности, встретившиеся в ходе работы, пути их преодоления;

г) Заключение. В нем в лаконичной форме подводится итоги, делаются выводы; даются рекомендации по использованию результатов работы. Намечаются пути совершенствования работы по данной теме (проблеме).

д) Список используемой литературы и материалов (кино-, видеофильмов, карт, схем, диаграмм и т.д.).

Приложения. Справочные материалы, уточняющие текст квалификационной работы, данные, примеры и т.п. помещают в виде приложений, которые располагают в конце текста перед списком использованной литературы.

Приложения группируют по содержанию и нумеруют. Номер пишут в правом верхнем углу со словом «Приложение». Например: «Приложение 1».

К работе может прилагаться рецензия. Рецензентом может выступать учитель высшей категории (не работающий в одном учреждении с автором), методист ОУ или органа управления образованием, научные работники, методисты ИНК и РРО. Рецензия заверяется печатью организации по месту работы рецензента.

Работа докладывается на заседании экспертной группы в течение 25-30 минут.