МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГУЭС)

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На учебно-методическом совете Проректор по учебной работе

направления подготовки _________С.А. Никонова

«__» _______ 2014 года «___» ________20 1_ г.

Председатель УМСН

_______________ Р.И.Маликов

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры «Экономика

и менеджмент»

Заведующий кафедрой

_________________ Р.И. Маликов

«___» ___________ 2014 года

Протокол №____

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент

профиль «Финансовый менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Уфа – 2014 г.

Содержание

1. Цели учебной практики3

2. Задачи учебной практики3

3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО5

4. Формы проведения учебной практики5

5. Место и время проведения учебной практики5

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики 6

7. Структура и содержание учебной практики7

8.Образовательные научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике 9

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на учебной практике 9

10. Формы промежуточной аттестации по итогам учебной практики 13

11.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 14

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики 15

Приложения 16

1. Цели учебной практики

Целью учебной практики студентов направления 080200.62 Менеджмент является развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которые включают:

закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете;

приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки;

ознакомление с работой руководителей низшего звена в различных службах аппарата управления по следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская.

2. Задачи учебной практики

Задачами учебной практики студентов являются:

общее ознакомление с деятельностью, организационно-правовой формой и системой управления предприятия, организации;

изучение организационной структуры предприятия и функций отдельных подразделений;

изучение работы, функций и должностных обязанностей персонала;

изучение законодательных актов, регулирующих деятельность организации;

изучение нормативных документов по вопросам управления в организации;

осмысление содержания профессии финансового менеджера, ее особенностей и отличий от профессий других специалистов;

закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, сбор материалов для написания рефератов, курсовых работ.

Задачи учебной практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент:

организационно-управленческая;

информационно-аналитическая.

В результате прохождения учебной практики обучающийся студент-бакалавр должен:

знать:

функции, задачи, обязанности финансовых менеджеров;

типы организационных структур управления организации;

назначение и функции основных подразделений организаций;

особенности формирования организационной структуры организации;

подходы и методы проведения анализа внешней среды коммерческой организации, занимаемого ею положения на рынке и в отрасли;

социальную значимость своей будущей профессии,

последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

методы мотивации профессиональной деятельности;

основные механизмы принятия решений органами государственного регулирования;

экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков;

процессы групповой динамики и принципы формирования команды;

уметь:

определять существующие недостатки в организационной структуре управления организации и формулировать предложения по их устранению;

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;

оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

владеть:

методами грамотного оформления отчета по результатам проведенных работ;

навыками работы в трудовом коллективе;

навыками решения практических задач в рамках выбранного направления обучения.

способами анализа социально значимых проблем и процессов;

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

способами проектирования организационной структуры, распределения полномочий и ответственности на основе их делегирования;

методами контроля;

различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

методами анализа и разработки финансовых управленческих решений;

современными технологиями управления финансами предприятия;

методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО

Учебная практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов университета с предприятиями, организациями и учреждениями.

Учебная практика согласно плану 2011 года базируется на основе изученных дисциплин: экономическая теория, психология менеджмента, теория менеджмента, институциональная экономика, статистика, методы принятия управленческих решений, информационные технологии в менеджменте.интернет технологии в бизнесе, электронный документооборот, математические модели в менеджменте, маркетинг, учет и анализ, корпоративная социальная ответственность, основы предпринимательской деятельности, управление проектами, налоги и налогообложение, управление человеческим ресурсами, стратегический менеджмент, финансовые рынки институты, управление операциями, логистика, финансы, инновационный менеджмент, финансовая математика, инвестиции, информационные технологии обработки информации, рынок ценных бумаг, финансы и кредит, биржа и биржевое дело, учет и анализ банкротства, страхование, банковское дело, теоретическая основа финансового менеджмента, финансовые вычисления.

Учебная практика согласно учебного плана 2012 года базируется на основе изученных дисциплин: экономическая теория, теория менеджмента, история управленческой мысли, организационное поведение, теория организации, статистика, теория статистики, социально-экономическая статистика, эконометрика, информационные технологии, учет и анализ, финансовый учет, управленческий учет, корпоративная социальная ответственность, основы предпринимательской деятельности, финансы организаций, инвестиционная политика предприятия, экономика предприятий (организаций), стратегический менеджмент, управление изменениями и др.

Учебная практика согласно учебного плана 2013 года базируется на основе изученных дисциплин: экономическая теория, теория менеджмента, история управленческой мысли, организационное поведение, теория организации, информационные технологии, статистика, теория статистики, социально-экономическая статистика, эконометрика, информационные технологии в менеджменте, учет и анализ, финансовый учет, управленческий учет, корпоративная социальная ответственность, основы предпринимательской деятельности, инвестиционная политика предприятия, стратегический менеджмент и др.

4. Формы проведения практики

Основной формой прохождения учебной практики является непосредственное участие студента в организационном процессе конкретного предприятия. Прохождение всех видов практики обязательно на базе конкретного предприятия, причем желательно одного, что позволит студенту выявить факторы и их динамику, а также их влияние на функционирование и развитие организации.

5. Место и время проведения практики

Базами учебной практики для направления подготовки 080200.62 Менеджментмогут выступать:

муниципальные организации;

государственные организации;

коммерческие организации;

некоммерческие организации;

экономические подразделения предприятий различных сфер деятельности (планово-финансовые отделы, экономические службы и др.).

Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и организацией на прохождение практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем-заявок организаций.

При выборе базы практики для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего:

направлением его подготовки;

будущей темой выпускной квалификационной работы студента.

А также учитывать то, какие определенные практические навыки должен получить будущий выпускник на рабочем месте для выполнения конкретной работы в рамках выбранного направления подготовки.

При прохождении практики студенты могут занимать должности, определенные штатным расписанием предприятия, например: менеджер (ассистент менеджера) по управлению финансами, менеджер (ассистент менеджера) по экономическим вопросам и др.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Общая трудоемкость учебной практики составляет 108 академических часов, проводится на шестом семестре по плану 2011 года, на четвертом семестре — по плану 2012 и 2013 года, время прохождения — 2 недели.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результатепрохождения учебной практики

В результате прохождения учебной практики студент должен приобрести следующие навыки, умения, компетенции:

общекультурные компетенции:

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

профессиональные компетенции:

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).

7. Структура и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Содержание учебной практики определяется выпускающей кафедрой экономики и менеджмента в соответствии с учебным планом и программой, с учетом специфики деятельности предприятия (учреждения, организации), в которых студенты проходят практику.

Основные виды работна практике, включая самостоятельную работу студентов, представлены в таблице.Во время учебной практики студенты выполняют индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики. В отчете данная часть отражается в виде описания личных функциональных обязанностей, реализуемых студентом на месте практики, и практических результатов, достигнутых в ходе прохождения практики.

Программой учебной практики при разработке индивидуальных заданий предусматривается соблюдение следующих требований:

учет уровня теоретической подготовки студента по дисциплинам гуманитарного, социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла и профессионального цикла к моменту проведения практики;

доступность и практическая возможность сбора исходной информации;

потребности организации, выступающей в качестве базы практики.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа (НИР) обучающегося студента. В период прохождения практики проводится научно-исследовательская работа, индивидуальные задания на которую выдаются студентам, имеющим склонность к проведению научных разработок. Задание по данной работе выполняется индивидуально или в форме групповой работы.

Тематика научно-исследовательской работы студента-практиканта определяется потребностью университета или кафедры в установлении и поддержании взаимовыгодных долгосрочных отношений с работодателями. Студенты могут участвовать в исследованиях по заданию организаций — баз практики.

По результатам прохождения практики студентами составляется отчет по НИР. Содержание данного отчета определяется спецификой выбранной темы научно-исследовательской работы; объем – не более 10 страниц в отдельном разделе общего отчета. Отчет по научно-исследовательской работе визируется руководителем работы. Качество выполнения научно-исследовательской работы учитывается при вынесении общей оценки практики.

Наиболее интересные результаты работ докладываются на конференциях студентов, молодых ученых и аспирантов, организуемых университетом, экономическим факультетом, кафедрой экономики и менеджмента. Лучшие из научно-исследовательских работ могут быть рекомендованы для представления на открытый конкурс научных работ среди студентов вузов России. При разработке программы научно-исследовательской работы университет предоставляет возможность студентам-бакалаврам:

осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию);

участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

Основные виды работ по учебной практике

Учебная практика

Виды работ на практике, включая

самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

Обзорная экскурсия с целью общего знакомства с предприятием.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

6

Ознакомление с миссией, целями, задачами, сферой деятельности, историей развития предприятия, видами деятельности.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Характеристика предприятия: полное название; форма собственности; месторасположение, правовой статус, учредительные документы предприятия, документация по лицензированию.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Описание организационной структуры предприятия: схема, количество отделов и их название, их функции, подчиненность, взаимодействие.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Управление кадрами. Информация о кадровом составе организации: должности, численность персонала, структура персонала.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Характеристика деятельности отдела, в котором студент проходит практику: название отдела, его функции, взаимосвязь с другими отделами. Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Характеристика деятельности финансового отдела, в котором студент проходит практику: количество и название должностей в отделе, их взаимосвязь, система подчиненности. Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Знакомство с должностными обязанностями сотрудников отдела, в котором студент проходит практику. Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Изучение функционально-должностных инструкций финансовых менеджеров низшего звена на предприятии.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Анализ методов контроля, используемых в организации.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Анализ и характеристика внешней среды организации: (потребители; конкуренты; поставщики сырья, материалов, товаров; банки; государственные службы и др.).

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Анализ и описание сильных и слабых сторон организации; выводы и предложения по итогам практики.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Выполнение индивидуального задания.

Заполнение дневника. Написание раздела отчета.

8

Согласование отчета по практике с научным руководителем от базы практики.

Завершение и оформление документов учебной практики.

6

Итого: в часах

108

8. Образовательные научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Учебная практика проводится с использованием всей совокупности условий образовательной среды университета, необходимой для формирования профессиональных и социально значимых качеств будущего специалиста в области социальной работы. Для организации практики используется собственная учебно-лабораторная, научно-методическая, информационная и библиотечная базы университета. В ходе учебной практики должен поддерживаться постоянный контакт студента с преподавателями, как в форме личного диалога, в т.ч. во время аудиторных занятий, так и посредством Интернет-коммуникаций. Это позволит обеспечить возможность совместного обсуждения промежуточных результатов выполняемой работы, уточнить при необходимости цель, задачи и содержание заданий, обеспечивать более высокую ответственность и дисциплину студентов.

В процессе прохождения практики должны применяться следующие научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение, беседа, сбор, первичная обработка, систематизация и анализ материалов, описание полученного на практике опыта в отчете по учебной практике.

Средства обеспечения освоения программы учебной практики: презентационные материалы, средства наглядности – раздаточный материал, рабочая тетрадь, аналитические информационные системы информационно-правовая система Консультант Плюс, Гарант, операционные системы (Windows); компьютерные сети и программные средства для решения прикладных задач, возникающих в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст