Средства и методические принципы обучения родному языку

Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, т. е. при выборе средств обучения.

I. Средства обучения языку — это:

1) дидактический (учебный) языковой материал, т. е. та речь, с которой взрослый обращается к детям, те песни, сказки, рассказы, которые им читают или рассказывают;

2) методы и приемы обучения, которые применяют взрослые, чтобы ребенок активно усваивал обращенную к нему речь (дидактический речевой материал);

3) организация обучения, т. е. распределение речевой работы во времени, выбор бытовых ситуаций, когда целесообразней всего поощрять ребенка на речевые действия (специальные занятия, речевое общение во время игры, прогулки, выполнение повседневных жизненных действий — умывания, обеда, подготовки ко сну, хозяйственно-трудовых и т. д.). Качество и количество дидактического материала, его содержание, некоторые приемы его изучения и организация работы по обучению речи в детском саду в основных чертах указаны в «Программе воспитания в детском саду». Задача воспитателя состоит в том, чтобы определить указанные методические средства, рассмотрев их с точки зрения методических принципов, которые вытекают из закономерностей усвоения речи.

II. Устанавливая закономерности тех или иных явлений, констатируют факт существования объективной зависимости одних явлений от других. Устанавливая принцип, вытекающий из данной закономерности, указывают, как надо поступать, чтобы все конкретные практические действия не только не нарушали закономерного процесса, но способствовали его правильному течению. Лингводидактические принципы (т. е. принципы методики обучения языку) — это исходные теоретические положения, руководствуясь которыми воспитатель выбирает средства обучения: языковой материал, методы работы с ним, организацию обучения; опираясь на принципы, воспитатель может предвидеть эффективность выбранных им средств обучения. Лингводидактические принципы (или общие правила) выбора средств обучения могут быть сформулированы следующим образом.

Принцип внимания к «материи языка», к физическому развитию органов речи и пишущей руки. Построить обучение на принципе внимания к «материи языка» и к физическому развитие органов речи и пишущей руки — значит выбрать средства обучения так, чтобы они обеспечили физическую, мускульную работу речевого аппарата ребенка. Дети должны ощутить — услышать, артикулировать, модулировать своим голосом все фонемы, просодемы, цельные интонации, слова, предложения, связные тексты; а при обучении письменной речи должны уметь координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пишущей руки.

Принцип понимания языковых значений и одновременного развития лексических и грамматических навыков. Построение методики обучения на принципе понимания языковых значений предполагает такой отбор средств обучения, который представит детям их речь как знаковую систему, как сложный код. Простые и сложные знаки этого кода дети должны соотнести с разными явлениями действительности, т. е. декодировать. Методические приемы, которые использует в этой работе воспитатель, должны обеспечить тренировку мысли ребенка и послужить выработке у него грамматических, и, следовательно, мыслительных навыков.

Принцип оценки выразительности речи. Следование этому принципу предполагает такой отбор дидактического материала, который развил бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи и, естественно, сделал бы доступными различные эмоциональные состояния. Приемы обучения должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечить развитие навыков поэтической речи, а в дальнейшем и усвоение функциональных стилей речи.

Принцип развития чувства языка, или языкового чутья. Реализация этого принципа предполагает такую организацию обучения, которая облегчила бы детям запоминание фактов родного языка (элементов и конструкций), усвоение традиции их употребления в речи. Чтобы запомнить факты речи, детям необходимо прежде всего слышать их, иметь их перед глазами. Это, казалось бы, само собой разумеющееся положение как раз и вызывает трудности в методическом отношении из-за неразработанности вопроса в лингвистическом плане. Ученым-лингвистам известна структура языка, описаны все ее элементы и их общие взаимоотношения; но как, каким образом элементы структуры «живут» в речи, это каждый говорящий на данном языке «знает» только интуитивно.

Принцип опережающего развития устной речи перед письменной, сопоставления письменной речи с устной в процессе усвоения письма. Обучение письму, построенное на этом принципе, предполагает такой отбор дидактического материала, с помощью которого ребенок мог бы:

1) научиться координировать движения своих органов речи — мышц лица, гортани, легких, а также слухового аппарата — с мышцами пишущей руки и читающих глаз;

2) осознать (объективировать) для себя сходство и несходство звуков и букв, интонации и знаков препинания;

3) быстро переходить от устной формы речи к письменной и наоборот.

Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи. Следуя этому принципу, необходимо по мере развития ребенка изменять дидактический языковой материал (повторять усвоенный раньше и добавлять новый), усложнять приемы обучения, т. е. стремиться к тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более и более самостоятельной. В организации обучения также необходимо предоставлять детям возможно больше самостоятельности в решении собственных речевых задач, воспитывать у них самодисциплину, способность сосредоточить волевые усилия, чтобы не оставлять нерешенными данные им задачи. Лингводидактические принципы выбора средств обучения родному языку лежат в основе обучения языку на всех возрастных ступенях жизни человека.

Используемая литература

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с. Под ред. Васильевой М.А. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005

Звуки на все руки Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Санкт — Петербург «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2003

Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С. В. М, «практическая логопедия»

Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М., Изд. Аркти 2003

Игры и игровые упражнения для развития речи. Швайко Г.С. М., «Просвещение» 1988

Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2006

Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2007