Тема: Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений

Автор: Тележная Рима Дмитриевна

Должность: учитель-логопед

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Неотъемлемой частью речевого развития выступает подготовка детей к обучению грамоте. Данная подготовка предполагает полноценное развитие к моменту поступления ребенка в школу таких сторон, как:

— правильное звукопроизношение ( формирование общей ориентировки в звуковой системе, обучение звуковому анализу слова, установление основных качественных характеристик звука)

- развитие культуры речи

- развитие речевого слуха

- сформированность фонематической системы (признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость звуков родного языка, способ образования)

- развитие общей и мелкой моторики (по В.М. Бехтереву, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурии и др)

- развитие координации движений,

- сформированность пространственно-временных представлений,

- развитие чувства ритма (участвует в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки, ритмичность движений пальцев руки проявляется в процессе письма, по К.Д. Ушинскому)

- развитие зрительно-пространственных представлений (здесь, последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения)

Недостатки в развитии именно этих сторон, являются причиной трудностей, возникающих у детей в процессе овладения грамотой.

Зачастую, наличие речевых проблем у ребенка говорит о наличии проблем в других сферах развития. Как правило, речевое недоразвитие предстает в сочетании с неврологическим и психопатологическим синдромами.

И как причины обострения неврологического и психопатологического синдромов у старшего дошкольника (не говоря о ярко выраженных серьезных нарушениях), можно выделить быструю физическая утомляемость (включая речевую утомляемость) и неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

И если говорить о дошкольниках, посещающих группы круглосуточного пребывания (24 часа в сутки, пятидневная неделя пребывания в детском саду), то у данной категории детей неврологический и психопатологические синдромы обозначены наиболее ярко и остро. А значит и трудностей в подготовке детей к обучению грамоте возникает больше.

Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:

1.Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

С целью разнообразия детской деятельности по форме, по содержанию целесообразно использовать игры и игровые упражнения. Принцип работы с такими детьми в данном направлении «…Чем больше и разностороннее интенсивность деятельности детей с предметом усвоения, тем выше качество усвоения материала».

Дидактические игры не утратили своего значения с течением времени. Они являются ценным средством воспитания активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания. В играх дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребенка глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Используемые игры и игровые упражнения должны решать следующие задачи:

-учить выделять из слов звуки

- учит различать гласные и согласные звуки при их произнесении

- способствовать развитию четкого произношения

- знакомить с условно-графическим обозначением звуков речи и их последовательным расположением в слове

- развивать умение соотносить звуки речи с обозначающими их буквами

- способствовать обогащению словарного запаса, развитию связной речи и мышления.

Из игр целесообразно использовать дидактические игры, мозаики, пазлы, серии картинок, кубики, разрезные картинки и др.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению (по М.М. Кольцовой). Помимо шнуровок, всевозможных застежек, мозаик, конечно же, используем игры с природным материалом (игры с крупами, мелкими округлыми камешками и тп), с материалом для декоративно-прикладного творчества (как бусины, крупный бисер разной формы, горошины, выкладывание из ниток и т.п.), картинки для штриховки и раскрашивания, для дорисовки, лабиринты и пр.

Так же актуально использовать приемы мнемотехники, ТРИЗ, психогимнастики, графический диктант.