Статья для публикации в научно-методическом журнале: «Социальная азбука глазами ребёнка».

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №125» г.Краснодар

Авакян С.В.

«Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С.Макаренко

Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие.

Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Наш детский сад небольшой островок любви и добра, который всегда с улыбкой встречает своих маленьких воспитанников. В детском саду ведётся большая работа по социализации ребёнка и приобщению к культуре родного края. Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире возрастает число проявлений неуважительного отношения к людям старшего поколения, в том числе родителям, агрессии по отношению к сверстникам, причём уже со старшего дошкольного возраста, а иногда и в более раннем возрасте. А так же не менее важным является проблема угасания интереса детей к одному из самых сильных чувств, без которых человек не может ощущать своих корней – любовь к Родине. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к быту и культуре родного края.

Чтобы предупредить такие проявления в поведении ребёнка необходимо с детства начинать учить его правилам поведения в обществе, взаимодействию в коллективе: со сверстниками и старшим поколением, с окружающей средой. А так же необходимо способствовать расширению спектра эмоциональной, чувственной природы сознания ребёнка. Чувства, эмоции – это первый компонент на которых ребёнок соприкасается с окружающей действительностью и учится понимать её и взаимодействовать с ней.

Теоретико-методологической основой проделанной работы в данном направлении послужили труды Л.С.Выготского, теория деятельности Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева; важности характеристики среды, в которой формируется личность М.М. Бахтина, Л.А. Волович. Теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, Р.А. Литвак, B.C. Мухина. В настоящее время получили признание работы ученых, раскрывающие возможности социокультурной деятельности, которые влияют на развитие личности ребёнка: А.В. Андреев, М.Е. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. А так же труды Е.Б.Медведевой, М.Ю.Юхневич, А.Литварка, А.Рейхвена, А.М.Разгона, М.В.Новорусского, М.С.Страхова, раскрывающие роль эстетического и нравственного воспитания дошкольников и роли музейной педагогики в развитии подрастающего поколения.

Целью данного проекта реализованного в ДОУ было развитие культурно-нравственных качеств и позиций дошкольника через привитие любви и уважительного отношения к семье, к себе, к взрослым, к коллективу сверстников, облегчение процесса социализации ребёнка в обществе.





Задачи:

Раскрыть ребёнку мир чувств и эмоций, формировать уважение к семье и сверстникам.

Обучить способам взаимодействия в коллективе.

Воспитывать у детей умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать свои и чужие поступки в семье, в детском саду, обществе.

Развивать в ребёнке уважение к себе, чувство собственного достоинства, способствовать проявлению доброты, отзывчивости.

Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Вся работа построена на комплексном подходе к социализации дошкольников (у дошкольников формируются такие важные социальные качества, как умение позитивно взаимодействовать в коллективе, находить выходы из конфликтных ситуаций, достигать своих целей, не причиняя ущерба другим людям; они приобщаются к духовно-нравственным традициям своего народа) и включает в себя три блока.

Первый «Азбука моих чувств» направлен на ребёнка, на его личностную сферу.

Предварительные результаты диагностики и анализа личностной сферы детей показали, что:

– 28% детей имеют низкий уровень осознания ребёнком своих чувств и эмоций, не умеют дифференцировать в полной мере свои эмоциональные проявления.

– у 24% детей наблюдаются резкие колебания настроения, дети часто напряжены, скованны, зажаты. В поведении проявляют выраженные признаки агрессивности, тревожности, гиперактивности.

– у 13% детей частые проявления агрессивности – вербальная и физическая агрессия.

После проведения мероприятий и занятий данного блока, на котором ребёнок учится наблюдать, сопоставлять, сравнивать свои и чужие поступки в семье, в детском саду, обществе – были получены следующие результаты:

– уровень осознания своих чувств и эмоций детей данной возрастной группы повысился, количество детей с низким уровнем составил – 19%.

– снизился показатель проявления эмоционального и мышечного напряжения с 24% до 15%.

– показатель частых проявлений агрессивности, включая физическую и вербальную агрессию, снизился до 8%.





Кроме того, этот блок предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу выработанных в процессе общественного развития и которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества. Ребёнок, включаясь в жизнь общества, должен не только правильно воспринимать предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Второй блок «Семейная азбука» направлена на семью ребёнка, взаимодействия семьи и ребёнка, о правилах и нормах поведения в семье.

Предварительные результаты диагностики и анализа взаимодействия семьи и ребёнка показали, что:

– частые конфликты и неумение налаживать внутрисемейные контакты, свойственны 38% семей, после проведённого блока мероприятий данный показатель снизился до 30%;

– нарушения в эмоциональном микроклимате семьи: с позиции ребёнка – снижение самооценки, недоверие, несформированность спектра трудовых обязанностей в семье – свойственен, 22% детей; с позиции родителей – частые ссоры, конфликты в семье, так же наблюдаются у 22% семей. После проведённого блока данные показатели снизились: первый до 18%, второй – до 19%.

Так же не остался без внимания на данном этапе и уровень развития компетентности и культуры родителя в воспитании ребёнка:

– непонимание и/или нежелание понимать особенности развития ребёнка, педагогическая неграмотность свойственна 18% родителей, на конец года данный показатель снизился до 10%.

Данный блок направлен не только на то, чтоб ребёнок осознал свои позиции в семье, трудовые обязанности, но так же чтоб и семья активно воздействовала на ребёнка и принимала участие совместно с детским садом в успешной социализации ребёнка. На данном этапе проводятся не только занятия для детей, с детьми, но и работа с родителями: консультации, оформление родительских уголков необходимой информацией, совместные тренинги. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Третий блок «Азбука отношений» направлена на приобщение ребёнка к коллективу, основы взаимодействия в кругу сверстников, со взрослыми.

Предварительные результаты диагностики и анализа взаимодействия ребёнка в коллективе сверстников и со взрослыми показали, что:

– количество конфликтных детей, у которых регулярно возникают проблемы с поведением в группе, составило 30%, после проведённых мероприятий данный показатель снизился до 22%.

– количество детей, испытывающих затруднения в установлении контактов – 40%, после проведённых мероприятий данный показатель снизился до 30%.

Для нормального психического развития и успешной социализации ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением. Ребёнок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Укрепление связей ребёнка с детьми из коллектива, появление у него друзей способствует процессам социализации.

Изучая современную литературу, можно отметить, что в последнее время большое внимание уделяется вопросам изучения взаимодействия представителей разных возрастов внутри семьи и социальной группы, а также изучение готовности детей к полноценному взаимодействию внутри коллектива сверстников, а затем и обществом в целом.

Исследования по данной проблеме может, и должно быть продолжено, поскольку проблема общения и взаимодействия с окружающими в дошкольном возрасте весьма актуальна. Неумение ребёнка функционировать и взаимодействовать в коллективе, неумение разбираться в мире своих настроений, эмоций и чувств могут привести к социальной дезадаптации ребёнка в будущем.

Ребёнок в любом возрасте испытывает потребность в общении, эмоционально тёплых отношениях, что проявляется в стремлении взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь и принимать её от других. Для здоровья и чувства благополучия в дошкольном детстве, наиболее важно не столько количество контактов, сколько качество эмоциональной поддержки и ощущение близости отношений.

Лучший способ сделать ребёнка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайльд