Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.

« Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то , что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему научиться». Л.А. Венгер

Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный и многогранный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки ребенка к школе является всестороннее развитие ребенка-дошкольника : умственное , нравственное , эстетическое и физическое.

Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим его миром. Как считают психологи , развитие этой готовности , связано с возрастным кризисом 6-7 лет. Именно поэтому , при переходе из дошкольного возраста к школьному , ребенок меняется и становится более трудным в отношении воспитания.

Физиологическая готовность ребенка к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. За основу критериев берется способность ребенка переносить возросшие нагрузки ,связанные с началом новой систематической учебной деятельности , физического и интеллектуального напряжения. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями.



Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к учебе и школе , умение управлять своим поведением , выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, определяемых совместной деятельностью.

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, по мнению Л.Г Выготского, характеризуется прежде всего тем, что дети начинают терять детскую непосредственность, меняется поведение ребенка. У ребенка появляется самооценка, он вступает в новый жизненный период, в котором у него впервые формируются моменты самосознания. В 6-7 лет у детей происходит формирование внутренней социальной позиции.

Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых для ребенка условиях. Целью подготовки детей к школе является создание предпосылок школьному обучению, а не каких-либо конкретных элементов учебной деятельности.

Переход от дошкольного к школьному возрасту определен сменой ведущей деятельности, переходом от игры к учебе. Поэтому , необходимо обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его подготовку к школе могут только совместные , объединенные усилия воспитателей , учителей и родителей. Единство воздействий семьи и детского сада лучше всего воздействует на развитие ребенка.

В связи с этим перед современным детским садом и его педагогами стоят первостепенные задачи по обеспечению достаточного уровня подготовки детей к школе , позволяющему провести безболезненный переход от дошкольного обучения к начальной школе, а именно :

Изучение возрастных возможностей ребенка.

Повышение уровня достижений ребенка.

Гармония и стабилизация внутреннего состояния ребенка.

Формирование психологической готовности к школе.

Развитие у ребенка способности решать познавательные и коммуникативные проблемы в условиях детского сада : сотрудничество с педагогами, сверстниками и родителями.

Активное включение родителей в процесс подготовки к школе с целью понимания значимости педагогических задач и выработки единого оценочного критерия в подходе к школе. Оказание помощи родителям в создании условий для благоприятной адаптации к школьному обучению и осознание необходимости данного процесса.

Повышение уровня развития интегративных качеств детей.

Развитие комплекса показателей функционального развития : организация зрительного и слухового восприятия , развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти , речи.



Определение перспективных программ дополнительного образования , способствующих всестороннему развитию ребенка.

Выработка устойчивого интереса к познанию нового и самовыражению.



Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : общение ребенка со сверстниками и взрослыми , и организованный учебный процесс.

Но достижение этих задач невозможно без осуществления принципов работы педагога – дошкольника , а именно :

1.Уважение и доброжелательность к ребенку , как к личности. Ребенок имеет право на собственное мнение, собственную жизненную позицию и видение ситуации.

2.Постоянная помощь , а не требования.

3.Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.

4.Учет индивидуальных особенностей развития с учетом возраста.

В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок получает сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети овладевают в повседневном общении . Вторая включает знания и умения , подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, определяет способность соблюдать правильное поведение на занятиях, умение рационально и быстро действовать, наличие определенных навыков и умений.

Хорошее усвоение детьми знаний в процессе совместной деятельности составляет основу овладения различными элементами учебной деятельности , закрепляются и формируются навыки и умения, необходимые в учебе: дети учатся слушать, запоминать, последовательно выполнять поставленные задачи и задания, следуя определенным правилам ; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять свои ошибки; доводить начатое дело до конца; содержать свое рабочее место в порядке. Также ребенку необходим запас определенных сведений об окружающем мире – явлениях в живой и неживой природе , о людях, о их труде, о предметах и их свойствах, о правилах поведения.

Особое внимание в детском саду уделяется формированию грамматических и математических навыков, традиционно относящимся к школьной программе. Поэтому овладение этими навыками требуют от ребенка активной умственной деятельности, включая физиологическую и психическую зрелость.

Работая с детьми, педагог должен учитывать особенности каждой семьи , давать родителям советы, соблюдая тактичность в общении; привлекать к участию в жизни группы и детского сада; добиваться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе. Также важна связь со школой, ориентировка на программу и требования, которые школа предъявляет к своим ученикам.

Таким образом : залогом успешного обучения ребенка в школе является принцип преемственности между современным детским садом и школой. Тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей по всем аспектам вопроса подготовки ребенка к школе – оптимальный вариант формирования у детей школьной зрелости. Педагог в своей работе должен опираться на помощь семьи , а родители должны согласовывать свои действия с работой детского сада. Правильная и полная подготовка ребенка к школе , которая возможна только в сотрудничестве и единстве семьи и детского сада является целью достижения общего результата.

Литература.

1.Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе.- М., 1992.

2.Выготский Л.С., Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.- М ., Педагогика , 1984.

3.Дружинин А., Дружинина О., Первый раз в первый класс.- М., 2003.

4.Островская Л., Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников., М.,1990.

5.Реан А.А. , Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе.- М.: АПКиПРО., 2000.

6.Федосова Н.А., Преемственность между дошкольным и начальным образованием – основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.- М., 2005.