Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества. А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчествоИ.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие её черты:- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;- видение проблемы в стандартной ситуации;- видение новой функции предмета (объекта);-способность к альтернативным решениям;- видение структуры объекта;- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.Анализ исследований позволяет нам рассматривать творчество как качественное личностное образование, развивающееся в процессе овладение ребенком собственной деятельностью, в результате накопления опыта творчества.Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение задач проблемного характера и предусматривает высокую степень активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка творческой позиции.Работа по созданию учебно-дидактического материала является продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого и. детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта. Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального продукта.Мы считаем, что важным условием формирования детского творчества является овладение навыками ручной умелости, усвоение знаний об окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-дидактического материала.Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.[ Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по рассмотренной проблеме дает нам основания определить следующие требования к дидактическому материалу и условия для организации совместной деятельности по созданию дидактического материала.Педагогические требования к дидактическому материалу:1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка,2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности (должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним),3) дидактический материал должен быть соответствующим образом оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус),4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических требований (требование безопасности превыше всего),5) должен содействовать полоролевой идентификации (дидактический материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников),6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (должен содействовать развитию ребенка),7) соответствовать программному содержанию.В нашей работе были разработаны этапы организации деятельности по созданию дидактического материала:I. Мотивационный.Предполагает соучастие детей в совместной деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и направлен на стимулирование потребности в создании дидактического материала.II. Деятельностно — обучающий.Предполагает совместную деятельность взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по созданию дидактического материала.III. Реализации.Предполагает реализацию творческой позиции в совместной деятельности по созданию дидактического материала и направлен на создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции. Для реализации данных этапов нами созданы следующие психолого-педагогические условия:1) Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый» для развития ручной умелости;2) Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов деятельности;3) Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.4) индивидуально — дифференцированный подход к детям.Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.

Литература:1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. С. 42) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез., 2005. С. 54) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.