М.Ю.Желтова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры

Раздел «Социальное развитие» включён почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. В них ставится задача формирования у детей положительного отношения ко всем людям, независимо от их пола, национальной принадлежности, развития социальных чувств и представлений. Важность задач очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы этики.

Психолого-педагогические исследования показали, что основные проблемы формирования этических представлений у детей заключаются в следующем: непонимание смысла поступков окружающих их людей, невнимательность к интересам и ценностям тех, с кем общаются, неуверенность в себе, отсутствие навыка выражения своей симпатии, участия, расположения, неумение добиваться общего результата, достойно проигрывать, договариваться, и т д.

Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования.

Становление этических представлений у дошкольников представляет собой длительный и сложный процесс от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения их содержанием.

В такой естественной, игровой, художественной форме, как подвижные игры, ребенок усваивает необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадает из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получает возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.

Н. К. Крупская, касаясь проблем дошкольного воспитания, указывала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

Опыт работы детских дошкольных учреждений подтверждает положение Н. К. Крупской и вооружает наших воспитателей методическими приемами организации жизни и деятельности дошкольников.

Цель данной статьи заключается в представлении опыта по развитию у детей этических представлений с помощью подвижной игры».

Нами будут рассмотрены методы, позволяющие по- новому организовать руководство подвижной игрой с целью формирования у детей нравственных качеств и привычек, необходимых в коллективе.

Игры требуют от детей определенной линии поведения. Они не только усиливают подвижность ребят, но и создают условия, при которых дети должны проявлять сдержанность, некоторое самоограничение. И если они не умеют контролировать свое поведение, подчинять его правилам игры, строй последней будет нарушен, и ее воспитательная цель не будет достигнута. Следовательно, нам нужно тренировать ребенка так, чтобы он свое поведение подчинял правилам игры, не забывал этих правил.

Очень помогает этому чёткая постановка цели, конкретизация правил игры. Прежде, чем играть с детьми даже в знакомую игру, необходимо напомнить им самые важные её моменты.

Так, перед проведением игры «Волк и зайцы» говорила воспитанникам: «В этой игре надо быть смелым, не бояться волка, быстро убегать». Дети, конечно, по-разному демонстрируют свою храбрость. Пусть не всегда и не у всех получается как надо, но само стремление поступать по правилам игры имеет большое значение в воспитании навыков организованного поведения детей.

Опыт показал, что нужно при необходимости вводить в игры стимулирующие правила. Например, было введено общее правило для всех игр: кто лучше всех выполнит задания игры, тот будет назначен на главную роль. Новое правило побуждало воспитанников стараться выполнять игровое задание как можно лучше, правильно управлять своими движениями, сдерживать их, когда это требуется. Как-то однажды перед началом одной игры я сказала детям: «Давайте назначим ведущим того, кто в прошлый раз был лучшим «волком». Дети выбрали Гену. Я не согласилась с мнением ребят: «Да, Гена хорошо играл волка, но отказался играть, когда Саша был назначен на эту роль». В ходе диспута «Главные и второстепенные роли в игре» был сделан вывод, что в игре главное думать о товарищах, достигать общей цели. Такой прием оказался действенным. Вскоре все воспитанники стали охотно выполнять и второстепенные роли.

Для того, чтобы поведение детей становилось все более осознанным как в играх, так и в повседневной жизни, неоходимо проводить анализ игры.

После каждой проведённой игры предлагала детям проанализировать, подчиняли ли они своё поведение правилам игры, не забывали ли этих правил, интересна была игра или нет, что хорошего было в игре, а что не получилось. Как можно поиграть в эту же игру по — другому? Анализируя поведение детей на разных этапах проведения каждой игры, постепенно привлекала и самих детей к самостоятельному анализу. Постепенно у воспитанников зародились положительные традиции — коллективно оценивать поведение друг друга. Дети научились принимать самостоятельные решения

Многочисленные наблюдения убедили меня в том, что интерес детей к подвижным играм находится в прямой зависимости как от их содержания и доступности, так и от наличия у воспитанников хотя бы элементарных знаний и представлений о тех образах, которые нужно изображать в игре. И если подбор подходящей игры не требовал больших усилий и значительного времени, то для расширения и углубления определенных знаний детей нужно было немалое время и свои особые пути. Самым эффективным оказался путь ознакомления ребят со специально подобранной для них литературой. Например, я прочитала им рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища». Он вызвал у них живой интерес. Затем правила игры «У медведя во бору» были повторно объяснены детям. Были строго учтены и их личные желания. Большинство из них хотело исполнять роль медведя. Игра проходила интересно и активно с участием всех воспитанников. Очень занятно исполнялась роль медведя. Дети удачно имитировали сбор ягод. Было ясно, что на детей повлияли яркие образы рассказа писателя. Правила игры воспринимались теперь каждым играющим как обязанность, которую нужно выполнять.

Известно, что интерес к игре угасает, если она повторяется несколько раз подряд без каких-либо изменений. Новизна же привлекает внимание ребенка, заинтересовывает его. Вот почему я старалась разнообразить игры детей, вводить в них элементы нового (правило, движение, слова) Так, например, сначала воспитанники играли в самый простой вариант игры «Волк и зайцы». На слова воспитателя дети прыгали и по сигналу убегали от «волка». Когда я заметила, что интерес к этой игре стал угасать, было введено новое правило: каждый «заяц» должен был выбегать из своего «домика», а возвращаться в любой. «Волк» теперь должен был уводить к себе в «логово» пойманных «зайцев». Они могли и убегать, когда «волк» уходил на очередную «охоту». Третий вариант игры заключается в том, что каждый «заяц» должен возвращаться только в свой домик. И последний вариант — на главную роль назначалось двое детей. Все «зайцы» делились на четыре группы. Пойманных «зайцев» могли выручать их соседи по «домику».

Все эти усложнения, внесенные в игру постепенно, возбуждали и поддерживали интерес у детей. А при наличии большого интереса у детей к игре можно успешнее осуществлять воспитательные задачи.



Успех игры во многом зависит от самого воспитателя. Очень важно, чтобы дети видели и правильно оценивали роль воспитателя в организации игры, чтобы они постепенно становились их помощниками. Таким образом, они будут приучаться вносить элементы творчества в свою деятельность. Вот как, например, проводилась игра «Совушка». Первый раз я предложила детям по сигналу остановиться и не двигаться. Во второй раз придумать любую позу, а в третий — фигуру, составленную из трех детей. Такие варианты игры, придуманные воспитателем, заставляют детей мыслить, быть активными и творческими помощниками воспитателя. Творчество ребят нередко проявляется в самостоятельном придумывании своих вариантов игр. Воспитателю в этом случае нужно оказывать необходимую помощь детям, наталкивать их на правильное решение.



Так, коллективно нами была создана новая игра «На лугу». В ней ярко отразились наблюдения детей во время их прогулок. Однажды дети побывали на красивом лугу. Лора и Таня бегали друг за другом, одна изображала бабочку, другая — стрекозу. В игру вступил Саша. «Я буду кузнечиком»,— сказал он. Я предложила детям: «Давайте придумаем вместе интересную игру, чтобы в ней могли принимать участие все дети».

Долго думали, спорили, отвергали и принимали разные предложения. Наконец пришли к общему согласию. Новая игра имела несколько вариантов. Были придуманы и нужные слова. Правило заключалось в том, что в соответствии с этими словами дети выполняли определенные движения. Игра понравилась всем. В нее охотно играли и на участке, и в групповой комнате. Воспитанники часто просили меня: «Давайте поиграем в нашу игру».

Самостоятельное творчество детей особенно проявляется в организации подвижных игр.

Вот как наши воспитанники придумали концовку к игре «Заюшкина избушка». Они дружно догоняют лису до тех пор, пока она не скажет: »Можно с вами мне играть? Не буду зайку обижать. На это дети отвечают: «Не будешь зайку обижать, Будем мы с тобой играть» Лису принимают в хоровод, и игра продолжается.

Особенно понравилось детям придумывание новой игры, используя морфологический анализ.

Предлагала детям: «Давайте придумаем свои игры для того, чтобы поиграть в свободное время». Задавая детям вопросы, заполняла таблицу.

-Назовите, какие подвижные игры вы знаете

- С чем можно поиграть в подвижные игры?

-Где можно поиграть в подвижные игры?

-Придумайте правила выбранной игры, взяв из каждого столбика по названию.

Название подвижной игры

С чем можно поиграть

Где

«Хитрая лиса»

Мяч

На участке

«Удочка»

Обруч

В группе

«Караси и щука»

Верёвка

В музыкальном зале

«Ловишка»

Скакалка

За столом

«Совушка – сова»

Городки

Под столом

«Гуси – гуси»

Шайба

В спортивном зале

Придуманные детьми игры, проходят весело, без конфликтов, довольно продолжительно.

К концу года дети научились подчиняться общепринятым правилам, достойно проигрывать, справедливо оценивать свои действия и действия товарищей, справедливо распределять обязанности до начала игры.

Полученные результаты позволяют утверждать, что подвижные игры, методы, используемые нами в процессе руководства, являются эффективным средством формирования этических представлений у детей седьмого года жизни.

Список использованной литературы.

1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.

2. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.

3. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.



4. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991

5. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

6. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.