Под готовностью ребёнка к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень физического и психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, позволяющий ему учиться без ущерба для здоровья. Главный вопрос, ответ на который хотят узнать родители, педагоги перед поступлением ребёнка в школу, — «Готов ли он к школе?» Однако готовность к школьному обучению понимается по разному… Для одних – это умение ребёнка читать, писать, считать; для других – способность сосредотачиваться на определённом деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний, по типу «всё обо всём»; для четвёртых – умение ребёнка быть послушным и выполнять требования взрослых. Впрочем, перечень требований, предъявляемых к ребёнку, поступающему в первый класс, можно и продолжить. Но готовность к школьному обучению понятие многокомпонентное. Часто это понятие понимают узко и утилитарно, полагая, что наличие лишь одного из вышеперечисленных требований позволит ребёнку лучше адаптироваться к условиям школы. Однако это не так. Речь идёт не о приспособлении, а о кардинальной перестройке всего образа жизни и деятельности ребёнка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребёнка. Все компоненты, составляющие готовность к школе, будь то физиологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная, личностная, коммуникативная готовность, как отдельно, так и в целом, очень важны для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, для скорейшей адаптации к новым условиям безболезненного вхождения в новую систему отношений. Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова. Но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, компьютерных технологий, усложнением школьных программ, когда к детям предъявляются повышенные требования, эта проблема становиться всё более актуальной.

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный в жизни ребёнка. Приступая к новому этапу своей жизни, меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне, возрастает психологическая нагрузка. Это требует от ребёнка напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребёнка шести-семи лет очень трудна так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников просмотром телевизионных программ, компьютерные игры, иногда дополнительные занятия, такие, как занятия музыкой, изучением иностранных языков, приводят к тому, что двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Но потребность же в движении остаётся большой.

Ребёнка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых, ему надо установить контакты со сверстниками и педагогами. С первых дней в школе ребёнок знакомится с большим количеством норм, традиций, правил. Это знакомство происходит, как правило, спонтанно и требует оперативного овладения всей информацией. В силу того, что школьных норм довольно много, ребёнок может испытывать трудности в их усвоении. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Видно, что для многих детей трудна социальная адаптация, так как не сформировалась ещё личность, способная подчиниться школьному режиму, усваивать нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Ситуация новизны, когда ребёнок поступает в школу, является для него в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и норах поведения в коллективе класса и др. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности, тревожностью. Утрата внутренней стабильности может сопровождаться расстройствами сна, аппетита, неожиданными скачками температуры тела, снижением массы тела. У ребёнка снижается эмоциональная устойчивость, могут появиться страхи и капризы, могут более ярко, чем раньше проявиться сложности формирующего характера – замкнутость, упрямство и т.д. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может являться начальным признаком школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления личности ребёнка к условиям обучения в школе. Можно выделить три уровня школьной дезадаптации: педагогический, психологический и физиологический. Также можно условно выделить несколько этапов развития школьной дезадаптации. На первом этапе ребёнок испытывает трудности в учении, напряжение в личностно-значимых отношениях. Происходит адаптивное напряжение, он становится тревожным, утрачивает учебную мотивацию, проявляет психозащитные реакции. Если ребёнку не оказать помощь, то на следующем этапе выявляется отставание в учёбе, происходят конфликты в личностно-значимых отношениях. На физиологическом уровне появляются патологические реакции, например, «болит живот», «болит голова», и т.д. На следующем этапе развития школьной дезадаптации выявляется неуспеваемость, конфликты в личностно-значимых отношениях происходят систематически. На психологическом уровне происходит формирование способов протеста, как открытого, так и закрытого. Ребёнок во время урока может разговаривать вслух, вставать, ходить по классу, не выполнять требования учителя и др. Закрепляются патологические реакции со стороны здоровья. На последнем этапе ребёнок отказывается от деятельности, происходит разрыв в личностно-значимых отношениях. Происходит внутренний конфликт, саморазрушение, развивается болезнь. Можно выделить несколько причин развития школьной дезадаптации. В первую очередь, это несоответствие функциональных возможностей ребёнка требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, не готовностью ребёнка к школьному обучению; недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Всё это – комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы самого ребёнка». Однако существуют и внешние причины – «проблемы педагога»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность педагога, стиль его общения с детьми.