Статья

Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности , поведении. Нарушения речи могут вызвать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости).

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка.

Необходимо помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное и всестороннее его развитие.

В формировании правильной речи можно выделить следующие задачи:

Воспитание звуковой культуры речи.

Развитие словаря.

Развитие грамматического строя речи.

Формирование диалогической речи.

Обучение рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте.

Таким образом, ясно, что развитие речи ребёнка требует всестороннего, комплексного подхода.

В первую очередь с помощью специальных приёмов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими (положение и движение артикуляционных органов) и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различению между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим, звуковым методом, необходимо научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слова, определять последовательность звуков в слове, членить предложения на слова.

Поскольку звукопроизношение тесно связано с просодикой, наряду с работой по овладению или уточнению правильной артикуляции звуков и аналитико-синтетической деятельностью, необходимо проводить работу по формированию интонационной выразительности речи. Эта работа проводится в направлении:

От общего представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур.

От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.

От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Также в системе обучения по развитию речи ребёнка предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи.

Необходимо помнить и о том, что с функцией речи тесно связаны движения руки. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и, кроме этого, являются средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Учитель-логопед Лепина С.Б.