Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Кировского района

Статья

Использование приемов мнемотехники

для развития памяти у детей

дошкольного возраста

Составила воспитатель

Николаева Н. И.

Санкт – Петербург

2013 г.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Запоминание в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти, возникает и развивается память словесно – логическая, когда ребенок начинает выделять более существенные признаки предметов. Поэтому задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.

Мнемотехника – это использование искусственных приемов запоминания для развития и тренировки зрительной и слуховой памяти, фантазии, внимания, установление связей с уже знакомыми и дополнительными элементами. Эти приемы позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, используя все анализаторы, усваивать в игровой форме необходимую информацию.

Приемы по развитию памяти в мнемотехнике.

Словесный материал.

Сюжетный метод запоминания. Оживление слов и составление рассказа (придумать рассказ или нарисовать картинку).

Например: девочка, парк, рука, шар, ветер, туча, крыша ,кошка , лапа, слезы, дом, мама, голова ,магазин, мяч, дети.

+открытки, коллаж, м / таблицы

Метод трансформации, т. е. пластилиновый мультик (превращение одного предмета в другой).

Например: гусеница – цепочка – мозайка – пуговица – бусы – горошек – град – лужа – ручеек – озеро – зеркало – лед – карамель.

+ открытки, предметные картинки, коллажи, м / таблицы

Метод ассоциации (одно слово в цепочке вызывает ассоциацию на другое слово) .

Например:

Стол – дом (почему?) слон – змея (как?)

Дом – слон (почему?) змея – солнце (как?)

Солнце – цветок (почему?) банка – аквариум (как?)

Цветок – ваза (почему?) аквариум – рыбки (почему?)

Ваза – банка (как?) рыбки – озеро (почему?)

+ предметные картинки.

Перекодирование (зарисовка символов).

Например: заяц, камень, матрешка, парашют, кастрюля, часы, велосипед, зонтик.

+ м / таблица со стихотворением.

Метод Цицерона.

Ребенок запоминает образы, расположенные в разных частях и на разных объектах того помещения, где находится. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы “снимают” данные слова – образы с конкретных объектов.

Например: ваза (подоконник); ручка (стаканчик); книга (стол); мяч (доска) и т. д.

Качание маятника.

Детям диктуется по 2 (3) слова, причем слова подбираются таким образом, чтобы была возможность легко установить ассоциацию между словами. Дети должны запомнить все 2 (3) слова.

Например:

Чашка лето кошка дождь бумага

Чай дача когти туча письмо

(кровать) (вода) (доска) (зонтик) (стол)

Сюжет – ассоциация.

Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение.

Например: дед – репка – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка – каша (русская народная сказка “Репка”)

Открытки (предметные картинки, сюжетные картины)

Сюжет (по разным открыткам придумывать общий сюжет)

Например:

Жила – была девочка. К ней пришли гости и принесли подарки: котенка в корзине, ветки сирени, мячик с лентами и т.д. (перечислять все, что есть на открытках, увязывая с сюжетом).

Вживление в картину

Например:

Мы с вами оказались на солнечном и зеленом берегу озера. Потрогайте, какая в озере холодная и даже ледяная вода. Возьмите в руку песок, чувствуете, какой он теплый, какой он влажный и мокрый. Слепите из него комочек, видите, какой он липкий. Погладьте рукой траву, почувствуйте, какая она мягкая. Вдохните влажный воздух, почувствуйте, как он пахнет…..

Открытки + слово (испорченный телефон”)

Например:

Показ открытки говорю слова

Кошка буква В

Дерево кружева

Розы волк

Коллаж – это винегрет из разных картинок.

Содержанием коллажа могут быть: картинки, цифры, буквы, слоги, короткие слова .

Коллажи способствуют закреплению разных методов запоминания, образного восприятия информации, развивают словарный запас и память, фотографическая память.

Мнемотаблица

Бывают разные: 3х3; 4х4; 3х4 и т. д.

Могут быть цифровыми, цветовыми, развивающими, обучающими.

Можно использовать с играми Михайлова, Никитина, Воскобовича.