Создание коррекционно-развивающей среды для детей старшего возраста с недоразвитием речи

Учитель-логопед Кармышева Р.А.

Глава I

Введение

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды. Возрастные характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования включают такие качества личности, как компетентность, любознательность, инициативность, ответственность, произвольность. При этом ребёнок имеет право быть не таким, как все, быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами и интересами. Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие детей. Педагоги и специалисты должны создать условия для формирования психических функций и коррекции речевых нарушений, реализации творческих способностей, выделив пространство для индивидуальных и коллективных игр, для моделирования и конструирования. При конструировании предметно-развивающей среды важно учитывать возраст, уровень развития каждого ребёнка, период обучения, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у детей с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Организация жизнедеятельности детей с ОНР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности речевого развития детей. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды направлен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с нарушениями речи.

Все виды коррекционной работы должны иметь превентивную направленность с целью предупреждения появления вторичных отклонений в развитии ребёнка за счёт создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом.

Необходима пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды для обеспечения многоэтапного и постепенного введения её в информационное поле, в котором подобрано специальное оборудование, рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и т. д.

информационное поле предметно-развивающей среды должно обладать оптимальной, информационной целесообразностью, доступностью и доходчивостью, что позволяет детализировать признаки, свойства объектов окружающего мира и успешно интегрировать в окружающую среду.

Исходя из этого, определён ряд принципов предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

Принцип дистанции, позиции или взаимодействия.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Принцип сочетания привычных и неординарных злементов в эстетической организации среды.

Принцип открытости – закрытости.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Содержание развивающей предметной среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребёнка, на становление его индивидуальных способностей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды для старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

Предметная среда решает задачи ближайшего речевого развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром. Среда включает как известные для ребёнка занятия, так и направляет внимание ребёнка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.

Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребёнка.

Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, точности, правильности совершаемых действий; имелась бы возможность для ребёнка достигать свои познавательные цели и потребности.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:

Природное окружение и его объекты;

Культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

Игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

Коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;

Игры-драматизации;

Театрально-музыкальные блоки;

Дидактические пособия, развивающие эстетическое восприятие красоты;

Коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Коррекционно-развивающая среда это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Глава II

Теоретическая часть

Анализ и систематизация научных знаний по данной теме

Превентивная (предупредительная) направленность является важнейшим условием организации коррекционно-развивающей среды, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии детей. Превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимании структуры дефекта и анализа «зоны актуального развития ребёнка», то есть того, что ему доступно в настоящее время и прогнозирование «зоны ближайшего развития», то есть того, что он может усвоить в данный период. При этом конструируется целостное образование медико-психолого-педагогической поддержки, в которой предусматриваются условия для успешной социализации ребёнка. Это возможно при условиях:

Наличия специальных игр и игрушек и организации действий с ними;

Обеспечения доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

Наличия у детей возможностей овладения специальными, социально адаптивными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им компенсировать недостаточность отдельных психических функций.

Ребёнку с ОНР необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений об окружающей среде.

Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формирования социально-адаптивных способов действий, знаний, умений и навыков. Для этого создаются ситуации, стимулирующие детей к проявлению своих потенциальных возможностей для компенсации интеллектуальной, сенсорной недостаточности.

Введение игровых зон по типу сказочного домика, волшебного леса и т. д. позволяет детям устанавливать контакт друг с другом, вести диалоги, самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, обращаться за помощью к взрослым. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идёт социальное развитие ребёнка. Поэтому тренировка сенсорных функций важна для дошкольников, когда ребёнок взаимодействует с предметом на основе включения в процесс познания нескольких сенсорных функций.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии подразумевает осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей при установлении контакта между ними. Задушевное общение взрослого с ребёнком ведётся на основе пространственного принципа глаза в глаза. Для доверительного общения главное условие – разновысокая мебель. Её высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребёнка, но и ребёнок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху.

Для осуществления контакта важно найти правильную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Сложность в том, что у каждого ребёнка и взрослого свои представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на короткой дистанции, другие – на длинной дистанции. Причём эти представления меняются в зависимости от состояния человека, вида деятельности, которой человек занимается в данный момент. Поэтому размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Принцип активности, самостоятельности, творчества предполагает возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для создания таких ситуаций в логопедической группе используются учебные зоны: экологическая, сенсомоторная, коррекционная, информативная зоны. Все эти зоны представляют собой различные по оформлению стенды, с помощью которых происходит непосредственная коррекционная работа, направленная на познавательное и эмоциональное развитие.

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды предполагает необходимость учитывать тот факт, что определить для ребёнка его жизненную среду невозможно. Ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает её, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и его окружение. Для того чтобы оно всё же оставалось приемлемым для ребёнка, удобным, надо дать ему возможность понять окружающую среду, вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и интересами. Для этого в проекте дизайна развивающей среды должна быть заложена возможность его изменения. В цветовом и объёмно – пространственном построении интерьера должны выделяться определённые многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования предполагает необходимость предоставить детям возможность свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Но возникает противоречие: необходимость пространства для проявления свободной активности детей и ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Учебно-развивающая и коррекционная зоны предполагают наличие ковролина и магнитной доски, на которых дети сами создают сюжетные картины, связанные с изучением какой-либо лексической темы.

Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого предполагает желание детей взаимодействовать с различными элементами среды. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми. В группе должна быть зона для отдыха, которая даёт возможность ребёнку уединиться. Необходимо обращать внимание на дизайн предметно-игровой среды, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребёнком как эталонные.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предполагает размещение в группе не громоздких классических произведений живописи, а созданные руками педагогов, родителей и детей коллажей, аппликаций, композиций и т.д. Эффективно создание мини – музея с экспонатами из овощей, оригами, композиций из цветов и т.д. В этом случае дети становятся активными участниками создания среды.

Принцип открытости – закрытости предполагает способность среды к изменению, корректировке и развитию. Это открытость природе, чему способствует экологическая зона; это открытость культуре, когда элементы настоящей живописи, литературы органически входят в дизайн интерьера; это открытость обществу, когда «детский сад – это мой дом, в котором я (ребёнок) делаю открытия»; это открытость своего «Я», когда ребёнок формируется как личность. Я — концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе: сознание своих физических и интеллектуальных свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность. Основной целью я – концепции является помощь ребёнку в осознании своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений для всестороннего гармоничного развития личности и эмоционального комфорта. Для достижения этой цели в среде должно быть зеркало для сравнения и определения, чем ребёнок похож, а чем отличается от сверстника; альбомы с фотографиями близких и сверстников; для определения собственного эмоционального состояния можно предложить ребёнке гномиков, у которых разное настроение – а ни какого гномика ты похож в данный момент.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей предполагает предоставление возможностей для любимых игр и занятий, как мальчикам, так и девочкам.

В названных принципах построения среды развития заложены условия реализации личностно-развивающего подхода, учитываются возрастные особенности, период обучения, основные задачи комплексной и коррекционной программ

Глава III

Практическая часть

Коррекционно-развивающая среда в группе

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении. Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует личностно-ориентированный способ взаимодействия – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.

Этот фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей?

Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение: каждый ребёнок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.

Мы пытаемся изменить вариант предметно — средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс развития ребёнка.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Мы пробуем создать в группе предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

Развитие познавательной активности детей с ОНР.

Развитие интеллектуальных умений.

Внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Таким образом, мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в старшей группе и в логопедическом кабинете нашего ДОУ.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР мы создали в группе предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала развивающая среда.

При построении развивающей среды мы исходим из того что, она должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

Проблемная насыщенность;

Создание условий для самореализации;

Многофункциональность и вариативность модели среды;

Необыденность, приближение к домашней обстановке;

Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми;

Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:





Чувство психологической защищённости

Средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)

Решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит, предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность добывать из неё информацию.

Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания.

У нас в ДОУ одно из приоритетных направлений – речевое развитие. Поэтому созданию предметно-развивающей среды уделяется особое внимание.

В нашем детском саду предметно-развивающая среда вызывает чувство удивления уже на лестничной площадке перед входом в старшую группу «Непоседы». Лестничная площадка оформлена в виде зоны дорожного движения от автобусной остановки к детскому саду. Здесь присутствует и «зебра», и дорожные знаки, и машины, и дома с деревьями. При изучении правил дорожного движения воспитатели проводят здесь занятия. Родители, приводя детей в детский сад, часто останавливаются на площадке и проводят с детьми небольшие беседы. Красочность и необычность лестничной площадки стимулирует детей к составлению развёрнутых предложений, тем самым развивая связную речь, познавательную активность.

Раздевалка. Здесь дети проводят значительную часть своего времени и с родителями, и с воспитателями. Это информативная зона. Есть папка-передвижка со статьями. Родители часто читают эти статьи и используют полезные советы в воспитании своих детей. В раздевалке также расположена большая магнитная доска, на которой оформляются выставки поделок детей, сделанных на занятиях и поделок детей с родителями, сделанных дома. Так перед Новым годом в группе прошла акция «Спасём лесные ёлочки». Каждый ребёнок дома с родителями сделал из подручного материала ёлочку и принёс её в детский сад. На тумбе перед магнитной доской расположилась выставка этих ёлочек. С какой гордостью дети рассказывали о том, как они делали эту ёлочку, спасая живую лесную. Такие беседы развивают у детей связную речь, навыки словообразования, коммуникативного общения.

Используя развивающую технологию обучения, нам хотелось большего обращения к детской активности. В группе создана экологическая зона, которая даёт возможность обработки на ней 4 сезонов, а задуманная нами работа в развивающей среде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему. Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Организация работы в этой зоне стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность.

Развивающая среда – это ключ к освоению рабочей лексической темы. Особый развивающий смысл развивающей среды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.

В старшей речевой группе «Непоседы» в учебно-развивающую зону входит созданная на большом ковролине многоцелевая сенсомоторная зона «Волшебное поле», продолжением этой зоны является магнитная доска. На волшебном поле может вырасти и зимний лес, и любая сказка. Сенсомоторная зона позволяет самостоятельно, с учётом возможностей каждого ребёнка, создавать сложные композиции, развивая пальчиковую моторику. Это помогает решать задачи автоматизации звуков, активизации словаря, развития навыков словообразования и грамматического строя речи, сенсомоторных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных операций.

Через «Волшебное поле» проходят все лексические темы:

Осенний период – развивающая среда «Золотая осень», «Поздняя осень»

Зимний период – развивающая среда «Зима в лесу»

Для активизации словаря проводятся:

1. Грамматические упражнения такие как:

Образование родственных слов: снег – снежный, снеговик, снегурочка…

Образование относительных прилагательных от названий деревьев: ель – еловый, ёлка, ёлочка…

Образование существительных, обозначающих диких животных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Упражнение в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т. д.

2. Упражнения на развитие связной речи:

Договаривание развёрнутых простых упражнений за воспитателем: Наш лес с приходом зимы… изменился. Вся земля укутана белым, пушистым… одеялом;

Придумывание совместного рассказа, «Какие чудеса можно увидеть в зимнем лесу»;

Составление описательных рассказов по схеме о зиме, о диких животных

Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций:

Различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков — на овощах и фруктах;

Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме;

Счёт фруктов и овощей;

Отгадывание загадок

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционная зона. Она представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Интересной находкой при создании коррекционного уголка в старшей группе нашего ДОУ явился сказочный домик с зеркальным окошком за шторками, с кармашками для букв, картинок. На крючках висят бабочки, птички, на крыше труба с вертушками для дыхательной гимнастики. В домике для артикуляционных упражнений есть освещение.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, магнитная доска, ковролин. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

В этой же зоне расположен мобильный развивающий компьютер. Для компьютера использована старая клавиатура. Клавиши оклеены буквами трёх цветов: красные – гласные, синие и зелёные – согласные. Длинные клавиши оклеены жёлтыми прямоугольниками – схемы предложений. Клавиши короче оклеены красными, синими и зелёными квадратами и треугольниками – схемы слов. Монитор сделан из магнитной доски. Ребёнок прикрепляет к доске картинку, анализирует слово, нажимает нужную клавишу на клавиатуре и выкладывает на «мониторе» схему этого слова. Затем придумывает по данной картинке предложение, анализирует, нажимает нужные клавиши и выкладывает схему предложения. Радость удивления подталкивает детей играть в эту игру, тем самым развивая фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза, мелкую моторику пальцев рук.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом в игре, собеседником. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, бибабо, марионетка).

Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Её одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

У нас в старшей группе это кукла бибабо Говоруша. Говоруша одета в народном стиле, юбка сзади застёгивается на липучки, которые дети могут расстёгивать и застёгивать. По низу юбки пришиты 10 пуговиц, на которые дети могут нанизывать цветочки, грибочки, геометрические фигуры. На юбке под фартуком расположен карман, в котором время от времени появляется игра-сюрприз. Из пряжи сделаны косы, которые дети могут расплетать и заплетать.

Зона театрализованной деятельности. Эта зона представляет собой сказочный домик с набором кукол – героев сказок. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. Эта зона позволяет использовать в работе приёмы сказкотерапии.

Зона уединения представлена ширмой, за которой дети могут отдохнуть, посмотреть альбом, книжку, выложить лицо гномика на ковролиновом поле в соответствии со своим настроением.

Мини-музей отражает приоритетное направление детского сада – знакомство с родным краем и народным творчеством. В нашем краю два музея: «Дом станционного смотрителя» и «Музей – усадьба В.В.Набокова». Эти достопримечательности нашли своё отражение в нашем музее. Родители с детьми принимают активное участие в пополнении музея экспонатами. В результате дети становятся активными участниками создания среды.

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете

Основное назначение логопедического кабинета — это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Наш логопедический кабинет представляет собой комнату сказок, в которой, играя, ребенок знакомиться с правильным произношением звуков. Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, даёт возможность педагогу многократно повторять с детьми логопедические упражнения. В игре формируется и развивается речевая деятельность.

Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.

Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник.

Всем известно, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда — это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.

Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Основой оформления логопедического кабинета является “Сказочная страна”, которая расположилась по рабочей стене кабинета. Эта стена объединяет три зоны:

Сенсомоторная зона представляет собой ковролиновое поле, на котором выкладываются сюжеты в соответствии с лексической темой, которая изучается в данный момент. Это могут быть сюжеты по временам года, по сказкам, по ситуациям, разыгрываемым на занятии. У детей есть возможность самостоятельно создавать сложные композиции, развивая пальчиковую моторику. Здесь решаются задачи автоматизации звуков, активизации словарного запаса, развитие навыков словообразования и словоизменения, формирование сенсомоторных функций. Многоцелевая направленность данной зоны с учётом возможностей каждого ребёнка даёт хорошие результат.

Зона по коррекции произношения располагает настенным зеркалом. Зеркало снабжено дополнительным освещением, красивыми шторками.

Образовательная зона – это магнитная доска с комплектом цветных магнитов, с указкой, которая может превратиться в волшебную палочку. В этой же зоне находятся два учебных стола и шесть стульчиков. На доске можно выкладывать схемы слов, предложений, вывешивать картинки в соответствии с лексической темой. По данным картинкам можно составлять рассказы, пересказы, короткие сказки. На этой доске может светить солнышко, плыть облака, могут «вырасти» деревья, а могут летать бабочки в зависимости от времени года, настроения ребёнка, темы. У детей есть возможность самостоятельно работать в этой зоне. В результате мы развиваем мелкую моторику пальцев, развиваем зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы и конечно, связную речь (см. фото №13).

Многие учителя-логопеды ищут новые дидактические пособия, чтобы повысить интерес к занятиям. В журналах часто идет разговор о дидактических “куклах – игрушках”. Есть такие игрушки и у нас. Это лягушата – “Ква-ква” и «Кви-кви». Для детей дошкольного возраста это любимые персонажи. Выполнены они из ткани, голова с большими глазами и открытым ртом, в котором яркий и подвижный язычок. На передних лапках перчатки. Вместе с лягушатами дети выполняют артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Они часто присутствуют на занятиях и хвалят детей за успехи.

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Зона ТСО находится на отдельном столике, этот столик мобилен. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги, теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Мы стараемся подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребности детей. Использование компьютера помогает развивать внимание, память, благотворно влияет на формирование личности, способствует эмоциональному комфорту, что важно для развития личности.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена двумя вместительным закрытыми книжным шкафами и содержит следующие разделы:

справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);

документация логопедического кабинета;

пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, паззлы, игрушки);

оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;

оборудование, способствующее развитию мелкой моторики;

медицинские инструменты.

Рабочий стол учителя-логопеда. На рабочий стол по мере необходимости выкладывается методическая литература, документация, тетради для домашних заданий и т. д., но хранится всё в шкафах. Ничто не должно отвлекать детей от основной наглядности к занятию.

Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете “Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей (см. фото зон в презентации).

Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А “сказочные” методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.

Глава IV

Заключение

К основным задачам нашего ДОУ относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в социумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда — поиск оптимальных путей повышения уровня показателей корригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста предполагает решение задач по формированию коррекционно-развивающей среды, укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развивающего взаимодействия «Взрослый — ребенок» с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка.

В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Мы смогли вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации коррекционных уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Мы глубоко убеждены, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря развивающей среде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.

Коррекционная среда стала системой воспитательно-образовательной работы в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно-развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.

Исходя из вышесказанного, можно вывести схему создания коррекционно-развивающей среды в группе и в логопедическом кабинете (см. схемы в презентации).

При дальнейшем совершенствовании коррекционно-развивающей среды мы будем исходить из следующих принципов:

Создание здоровьесберегающей среды при организации коррекционно-воспитательного процесса в ДОУ;

Распространение передового опыта лучших идей педагогов-новаторов;

Стимулирование роста профессиональной культуры и совершенствование педагогического мастерства;

Наполняемость в соответствии с тематическим планированием по лексическим темам;

Разнообразие материала и его многофункциональность;

Соответствие материала функциональным возможностям детей и коррекционной направленности группы;

Доступность материала;

Системность;

Эстетика оформления;

Динамичность и вариативность материала;

Содержательность в соответствии с программой;

Соответствие среды требованиям СанПина;

Естественное и искусственное освещение;

Подбор и расстановка мебели;

Оснащение оборудованием и дидактическими материалами.

Целесообразность, доступность и доходчивость информационного поля предметно-развивающей среды позволяет быстрее адаптироваться ребёнку в окружающую среду. Адаптация к окружающей среде успешнее происходит при возможности систематической практической ориентировки в окружающей действительности на основе активного предметно-практического тренинга сохранных психических функций.

Детям необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании, в сюжетно-ролевых играх. Этому способствует создание красивого интерьера помещений для умывания, раздевания и одевания, уголков для сюжетно-ролевых игр. Необходимо создавать не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем переносят эти действия на себя, на сверстников или окружающих взрослых.

Доходчивость окружающей предметно-развивающей среды для детей с ОНР играет важнейшую роль. Особым побудителем к активному взаимодействию ребёнка с окружающей средой является её содержательная сторона и подача информации в соответствии с уровнем понимания её ребёнком. Для детей с проблемами в развитии в силу обеднённости их представлений об окружающем мире часто бывает трудно понимать различные ситуации, игры и игрушки. Для более полного понимания содержания материала необходимо поэтапное введение их в информационное поле. Своеобразие организации информационного поля коррекционно-развивающей среды, реализация принципа оптимальной информационной наполненности предметно-развивающей среды во многом определяет успешность преодоления разрыва между ребёнком и окружающей средой.

Доступность и целесообразность всех структур среды, её частей и модулей определяется мерой активного действия ребёнка. Поэтапное, пластичное, вариативное включение ребёнка в среду и её направляющий характер является одним из основных принципов организации коррекционно-развивающей среды. Иногда среда должна носить проблемный характер, с тем, чтобы обеспечить ребёнку возможность самостоятельного решения задач. При этом доходчивость средовых ситуаций нацеливается на формирование адаптивных способов действий. Так для облегчения воспроизведения содержания сказки детям предлагаются варианты алгоритмов сюжетных картинок, управляющих составлением рассказа. Здесь можно дать готовый вариант дидактической игры, или в иллюстративно-графическом изображении усилить контуры предметов, убрать лишние элементы, уменьшить количество объектов.

Информационное поле коррекционно-развивающей среды отличается динамичностью, многоаспектностью и функциональной направленностью. Динамичность обеспечивается за счёт использования готовых модулей, приспособлений, удобных для хранения и развёртывания различных средовых ситуаций сообразно задачам общеразвивающего и коррекционно-развивающего процессов. К ним относятся сумки-переноски, корзины с набором игрушек, рюкзаки с набором соответствующего материала, стойки-переноски, платформы на колёсах, комплекты с набором различного игрового материала хозяйственно-бытового, спортивного и дидактического характера. Многоаспектность информационного поля демонстрируется ребёнку для выстраивания средовых ситуаций за счёт привлечения частей из разных блоков и модулей, создающих новые игровые условия. Например, после проигрывания ситуаций с куклами, детям предлагаются задания с переносом этих действий на себя. Подобные упражнения позволяют детям игровые действия соотносить с реальными бытовыми ситуациями.

Рациональное использование игрушек и игрового материала носит поэтапный характер проигрывания отдельных операций, ролевых действий, связанных с определённой игрушкой. Это позволяет учитывать разный уровень возможностей и запросов детей, скорость обретения ими навыков владения игрушкой и уровень самостоятельной готовности ребёнка контактировать с многообразием игрового материала и своими сверстниками.

Продумывая систему вовлечения ребёнка в различные средовые условия, следует учитывать не только их доступность, но и постепенность увеличения количества объектов. Изменения в отдельных компонентах среды, заменяемость одного блока на другой необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития». Органическое соседство игровых ситуаций, которые могут быть объединены, трансформированы, обогащены, видоизменены – важное требование для развития самостоятельности ребёнка, коррекции социального недоразвития, активации непроизвольного интереса ребёнка к той или иной ситуации. Комбинации различных средовых и игровых ситуаций должны способствовать пониманию детьми жизненных связей, практических действий в окружающей жизни и учить самостоятельному воспроизведению их.

С большой осторожностью следует преподносить различные игровые ситуации, в которых детям не всё известно. Следует дозировать количество объектов, операций и действий с ними. Психоэмоциональная насыщенность игрового и дидактического материала должна учитывать своеобразие коммуникативных навыков и познавательных возможностей детей. Важно обеспечить каждого ребёнка именно тем материалом, который наиболее актуален для него. Естественная связь коррекционно-развивающей среды с жизнью ребёнка в семье требуют опоры на ту информацию, которая понятна ребёнку.

Можно ещё раз сказать, что коррекционно-развивающая среда это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.





Список использованных источников

Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С –Пб: «КАРО», 2007.

Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» — программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика – Синтез», 2005