Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 п. Сафоново

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности»

Воспитатель МБДОУ д/с № 6

Круглик Д.В.

«Преодоление трудного начинается с легкого,

осуществление великого начинается с малого,

ибо в мире трудное образуется из легкого,

а великое – из малого».

Лао-Цзы

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и прочее. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны языка. При этом выход «к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Целью работы по организации театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении является развитие творческих способностей дошкольников. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

•Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

•Последовательно знакомить детей с видами театров.

•Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.

•Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

•Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.

•Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность с детьми строится на следующих принципах:

1)Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

2)Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3)Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4)Принцип наглядности имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно-образный характер.

5) Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6) Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Работа по организации театральной деятельности строится с учетом поставленных задач. В группе создан театральный уголок под названием «Фантазеры». В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, костюмы и атрибуты для спектаклей. Его содержание постоянно пополняется при активном участии родителей воспитанников, а также путем организации совместной деятельности воспитателя и детей по художественному творчеству (изготовление костюмов, декораций к маленьким представлениям).

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы, важным элементом которой является разработанный учебно-тематический план.

Материал по организации театральной деятельности должен быть спланирован с учетом постепенного усложнения: от организации бесед и занятий, ритмопластики и культуры речи, до создания спектаклей и постановок. Особое место в перспективном планировании уделяется ритмопластике, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Разработан ряд игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В работу над культурой и техникой речи включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

1.Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2.Дикционные и интонационные упражнения.

3.Творческие игры со словом.

Для удобства в работе с детьми созданы картотеки игр и упражнений, которые постоянно пополняются.

В совместной деятельности воспитателя и детей активно используется театральная игра. Она направлена не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все театральные игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Важным аспектом является формирование театральной культуры детей, знакомство с театральным искусством, специальной терминологией. С этой целью проводятся беседы на темы «Культура зрителя», «Театр снаружи и изнутри», «Рождение спектакля» и другие.

Одним из самых ответственных направлений в организации театральной деятельности является подготовка спектакля, которая включает в себя:

- работу с этюдами, постановку спектаклей;

- подготовку элементарных технических средств сцены, оформление декораций;

- знакомство с нормами поведения на сцене и в зрительном зале;

- знакомство с пьесами, их содержанием.

Каждый педагог волен варьировать работу в зависимости от поставленных на занятии задач. Материал, наполняющий содержанием каждое из направлений, должен быть адаптирован для данной возрастной группы и соответствовать физиологическим, психическим, эмоциональным особенностям детей.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ) – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей. Так, например, большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях художественным творчеством создаются эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям, оформляются пригласительные билеты, афиши и многое другое.

Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов.

На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

Широко применение театральных игр на занятиях познавательного цикла и даже математических.

Таким образом, можно смело заявить, что театральная деятельность охватывает все образовательные области педагогического процесса.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

Дерзайте!