Развитие движения рук у детей со сложным дефектом.

Развитие движений рук у детей с ДЦП – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание, только в этом случае у ребенка к школе сформируется функции, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная).

Усложнение заданий, увеличении амплитуды действий и длительность занятий происходит постепенно. Движения могут выполнятся ребенком не только в положении сидя за столом, но и лежа, стоя.

Формирование целенаправленных движений рук можно начинать с простейших игр «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки», с выполнением общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидание»), погладить рукой по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и т.п.)

Полезно использовать имитированные движения («петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).

При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Нужно спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется. Затем предложить выполнить самостоятельно ( при необходимости помогать и корректировать). Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще с ним справиться, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах. Поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.

Полезно включать в занятия, а также выполнять дома следующие виды упражнений:

Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;

Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

Повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать тоже левой рукой;

Руки полусогнуты, опора на локти – встряхивание по очереди по очереди кистями («звонок»);

Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу – к столу);

Зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу. Погладить стол и т.д.

Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным. На свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются. Для этого рекомендуется давать следующие задания:

Сжать пальцы правой руки в кулак – выпрямить;

Согнуть пальцы одновременно и поочередно;

Противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;

Постучать каждым пальцем по столу под счет «один, один-два, один-два-три»;

Отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть пальцы, согнуть и разогнуть с усилием («кошка выпустила коготки»);

Многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевым фалангом первого пальца остальных («сыпать зерно для птиц»).

Важно сформировать у ребенка различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно мешают предметной деятельности и письму. Поэтому педагоги должны прививать детям правильные способы захвата игрушек и двигательных действий с ними. Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать. Передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.

Не менее интересными и значимыми для развития движений могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу.

Сразу много заданий давать не стоит, ограничьтесь одним-двумя в день. Повторите каждое задание два-три раза. Старайтесь найти удобное время, чтобы провести вместе интересное и полезное занятие.

Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.