СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до трёх лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. При воспитании культурно — гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребёнком установление гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно, помочь ребёнку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Дети трёх лет осознают необходимость выполнения культурно – гигиенических навыков к предстоящей деятельности. «Надо мыть руки, потому что будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причёсываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи составляющую навык последовательности операций, условие их выполнения. Младшие дошкольники ещё затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения процесса; например, для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по — прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, если использовать малые фольклорные жанры, а также положительную оценку взрослого.

Словесное русское творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, умывание, укладывание спать, требуют сопровождения словом, и здесь русское творчество незаменимо. С раннего детства ребёнок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Воспитатель, работая с детьми 1 младшей группы, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка в детском саду. Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, эмблемы различных персонажей.

Игрушки должны быть мягкими, лёгкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки, сказки.