СТАТЬЯ

«Познание формируется с рождения»

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания исследуются внешняя и внутренняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же сам субъект познавательной деятельности — человек.

В познавательной сфере можно выделить три компонента:

1. Познавательные (психические) процессы – восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение…)

2. Информация – опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира, источники информации.

3. Отношение – чувственно – эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты или предметы, события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Так, уровень сформированности познавательных (психических) процессов определяет возможности ребенка в познании, помогает усвоить:

способы получения информации (или способы познания)

пути переработки информации,

степень осознания и усвоения информации.

А уже с получением информации у человека всегда складывается



определенное отношение к этим сведениям и событиям.

Основная цель образовательной области «Познание» - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.

Достижение целей развития у детей познавательного интереса, интеллектуального развития происходит через решение следующих

ЗАДАЧ:



развитие сенсорики;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи познавательного развития можно решить следующими путями:

Создание условий, побуждающих к самостоятельной познавательной активности (когда дети хотят получить еще больше информации)

Например:

прогулки по прилегающим к детсаду местам;

наблюдения за окружающими явлениями и объектами ;

экскурсии по детскому саду и за его пределами;

создание и пополнении развивающей среды и т.д.

2. Прямое педагогическое воздействие на познавательную активность детей (в совместной деятельности стараемся дать максимум информации)

Например:

организованная совместная деятельность педагога с детьми (занятия по познавательному развитию);

групповые праздники, развлечения;

совместные игры с комментированием и анализом;

решение проблемных ситуаций и т.д.

Предметно — развивающая среда в свете требований ФГТ

Цель организации развивающей среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных

видах деятельности.

В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Задачи, решаемые при создания предметно – развивающей среды:

Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.



Создание условий для эмоционального проживания ребенком

различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Развивающая среда помогает детям

в младшем возрасте

накопить опыт в предметно – познавательной и коммуникативной деятельности

в среднем возрасте

формировать опыт совместного со сверстниками действия, в развитии познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности

в старшем возрасте

формировать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу, участвовать в преобразовании предметно – развивающей среды группы.

Обстановка в группах должна создаваться таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы должно быть разделено на уголки, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы уголков могут быть различными, однако основные, есть практически везде. Их наполняемость зависит от половых и возрастных отличий детей, их индивидуальных особенностей, программы, по которой работает детский сад и группа.