Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»

«Выводы в тифлологии об общих закономерностях развития познавательной деятельности детей с нормальным и нарушенным зрением, позволяют положить в основу коррекционно-развивающих занятий по освоению программного раздела «Ознакомление с окружающей действительностью ― предметные представления» общие принципы управления развитием дошкольника» (3, с. 20). Однако следует более подробно рассмотреть содержание и реализацию принципов воспитания и обучения в процессе организации и проведения коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением зрения.

Одним из ведущих принципов отечественной педагогики при ознакомлении дошкольников с окружающим предметным миром является принцип наглядности. Суть данного принципа заключается в том, что в основе ознакомления детей с предметным миром должно быть непосредственное воздействие предметов, их изображений на органы чувств. Своеобразие реализации принципа наглядности в процессе коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением зрения определяется следующими данными. «Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, то есть способность узнавать объект вне зависимости от условий восприятия. Для детей с нарушением зрения зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения» (7, с. 135).

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Обязательными дидактическими пособиями, при организации занятий по ознакомлению с окружающим являются:

― объекты, их изображения, предназначенные для восприятия в различных модальностях:

а) цветное, силуэтное, контурное изображение. На занятиях параллельно с цветным изображением предмета (на картинке) нужно предъявлять детям его контурное или силуэтное изображение. С одной стороны это помогает развивать зрительное восприятие, а с другой ― зрительную память. Дидактические игры с данным видом наглядного материала помогают закрепить полученные знания, развивали зрительную память, зрительное восприятие;

б) натуральные объекты, предметы, объемные игрушки (передающие реальное изображение объектов). Использование натуральных предметов на занятиях по формированию представлений позволяет, во-первых, «разбудить» и поддерживать интерес к занятию, а во-вторых, показать на реальных предметах те их особенности, которые педагоги пытаются раскрыть, используя слово или картинку.

На занятиях по формированию представлений о животных, не имея возможности продемонстрировать реальный объект, необходимо подобрать объемные игрушки, которые передавали бы основные характерные особенности внешнего строения животного.

Объекты, предметы, их изображения, предназначенные для восприятия в различных пространственно-логических связях:

а) в разных ракурсах. Этому демонстрационному дидактическому материалу следует уделить особое внимание.

б) недорисованные, наложенные друг на друга изображения. Данный дидактический материал используют только в подготовительной группе при закреплении знаний, полученных на занятии;

в) объекты, предметы, их изображение среди множества. Например, при обучении детей младшей группы отгадыванию загадок о животных объекты располагают перед глазами детей и дают им возможность в соответствии с описанием выбрать нужное животное.

Пособия, предназначенные для восприятия целостного образа предмета, объекта:

а) разрезные картинки.

б) вырезанные части, детали объектов. Данный дидактический материал используется для формирования знаний о пространственном расположении деталей, а также для создания проблемных ситуаций, позволяющих подводить детей к самостоятельным выводам.

Объекты, их изображения, предназначенные для установления видовых и родовых связей, для формирования обобщающих понятий:

а) карточки на группировку и классификацию;

б) наборы объемных игрушек, реальных предметов.

При подборе наглядного материала надо стремиться к выполнению следующих требований:

1) наглядный материал должен быть выразителен для передачи существенной информации о предмете;

2) важно, чтобы наглядный материал точно передавал особенности формы, цвета, величины, пропорциональных отношений деталей объекта;

3) соблюдать контраст фона и изображения;

4) не предъявлять изображение объектов на одном листе в одинаковой величине, если в натуре они отличаются размерами;

5) не использовали мягкие игрушки в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим, т.к. они не передают существенных признаков строения животных.

Итак, при организации занятий по ознакомлению с окружающим предметным миром нужно помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие предметные представления, а этого можно достичь тщательным отбором дидактического материала, повышающего качество восприятия, уровень мыслительной деятельности, а также способного поддержать интерес в процессе занятия.

К основным принципам управления освоением программного раздела «Предметные представления» нужно отнести и принцип связи теории с практикой в обучении и воспитании. Основная идея этого принципа заключалась в том, что педагогический процесс был организован не только на «сухих» теоретических знаниях, но и опирался на практику. То есть было важно, чтобы ребенок не только услышал наши объяснения, но и убедился, в их достоверности. Данный принцип на занятиях можно реализовывать в следующих формах:

1) Экскурсии. Данный вид занятий используется в подготовительной группе с целью обогащения чувственного опыта детей и проверки ранее полученных знаний.

2) Практические занятия. Положительное влияние данных занятий в том, что они позволяют подвести детей к самостоятельным выводам, полученным через практический опыт.

Рассмотренный выше принцип, его роль в формировании предметных представлений «переплетался» с принципом активности и сознательности. Прочное освоение знаний прежде всего зависит от познавательной активности самого ребенка. А этому, как указывали видные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков и другие), необходимо учить. Поэтому начиная свои занятия, надо прежде всего сформировать мотив получения знаний: у детей младшей группы в игровой форме, у детей в подготовительной группе в более серьезной (для чего-то).

Но особое внимание следует уделить обучению детей элементам (способам) организации чувственного опыта, то есть обследованию. Чувственное познание составляет первейшее и необходимое звено любого процесса познания. Обучение обследованию это целенаправленный педагогический процесс, формирующий у детей способы выявления свойств и качеств объекта, их деталей.

Педагог помогает ребенку с нарушением зрения пользоваться для познания окружающего ограниченным зрением и осязательно-двигательным восприятием, то есть научить глаз и руку действовать при познании предметного мира слаженно.

«Анализирующее восприятие, действие и слово приводят к более глубокому познанию предмета и содействуют формированию более полного представления. В сознании ребенка создается образ предмета, что обеспечивает ему возможность опираться на него при ориентировке в окружающем мире, узнавании, сличении, классификации предметов» (5, с. 16).

Поэтому на занятиях нужно обращать внимание на такие элементы обследовательских действий как обведение пальчиком контура предмета, выделение его основных частей, поглаживание, надавливание и так далее. Причем обследовательские действия следует оречевлять, то есть следим, чтобы обследовательские действия были осмысленным процессом. Включаем в процесс обследования речь самого ребенка

Обучение обследовательским действиям включают как элемент занятий, но в основном вышеописанная работа проходит на индивидуальных занятиях.

Подбирая комплекс занятий, дидактических игр нужно соблюдать принцип доступности обучения, принцип прочности знаний, принцип развивающего обучения. То есть, организуя занятия, учитываем исходный уровень освоения программного раздела «Предметные представления» и стремимся к необходимому уровню развития, учитывая возраст детей и программные требования.

Соблюдая все вышеописанные принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, необходимо активизировать их познавательную деятельность на занятиях.

Но одним из ведущих принципов при организации обучения — принцип дифференцированного подхода. На основании анализа научной литературы и нашего опыта (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и другие) нами были сделаны выводы о том, что степень и характер первичного нарушения, возраст, условия накопления предшествующего опыта и воспитания неравномерно влияют на развитие представлений ребенка об окружающем мире. Это обуславливает необходимость и важность использования принципа дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода предполагает:

1) подбор детей по остроте центрального зрения с учетом исходного уровня развития;

2) всестороннее изучение ребенка медицинское, психологическое, педагогическое, что позволит вести коррекционно-развивающую работу на более высоком уровне.

Поэтому, прежде чем проводить коррекционно-развивающие занятия, очень важно получить рекомендации врача-офтальмолога по работе с детьми данных групп.

Реализация вышеперечисленных принципов в процессе ознакомления детей с предметным окружением должно обеспечивать нивелирование трудностей в овладении предметными представлениями детьми с нарушением зрения и сделать коррекционно-развивающую работу по данному разделу более эффективной.

Список используемой литературы

1.Ермаков В.П., Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Изд. Владос, 2000.

2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Изд. просвещение, 1973.

3.Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюневич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): учебное пособие / Под ред. Г.В.Никулиной. СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

4.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М., 1998.

5. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Под ред. В.А.Феоктистовой. СПб, 1995.

6.Рудакова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях детского сада. Л., 1987.

7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.

8.Соколова А.В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих. М., 1987