ГБДОУ ЦРР – детский сад № 49

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья

«Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании»

Автор: воспитатель Голяницкая Вера Михайловна

Гендерология — междисциплинарная отрасль наук о человеке как носитель мужского или женского пола. «Пол — это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика и девочку, мужчину или женщину».

Гендерные типы:

Маскулинность — характеризуется большой энергией, агрессивностью способностью к кратковременному, но значительному умению.

Феминность — характеризуется деятельностью с опорой на коммуникацию, тонкостью чувств, восприятием нюансов, продолжительностью активности при отсутствии чрезмерных усилий.

Андрогинность — одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.

Под влиянием эндокринной и центральной нервной систем формируются половые центры мозга, которые вырабатывают гормоны, соответствующие анатомическому строению человека. Иногда по ряду причин (не касаемые медицины) половые гормоны и половое строение не совпадают. В раннем детстве определять это невозможно, потому что некоторые дети медленно созревают, чем их ровесники. К пяти годам дети практически полностью усваивают роль половой принадлежности. Крайне редко в дошкольном возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются отклонения в поведении, связанные с половыми проблемами. Как правило, проблемы заключаются в семейном воспитании. Обращаются к специалистам необходимо, если комплекс симптомов превратился в систему:

МАЛЬЧИКИ

Никогда не играет в «мальчиковые» игры, играя в дочки-матери, всегда выбирает роль «мамы» (возможно, в семье конфликт с папой);

Если мальчики играют в куклы, дочки-матери, значит, умеют общаться с девочками, и в будущем ориентированы на создание семьи.

Систематически переодеваются в женскую одежду, обожают рассматривать и нюхать женскую косметику и парфюмерию, рассматривать себя в зеркале. Часто это проявление детского любопытства, либо подражание взрослым.

Избегают общения с мальчиками, с девочками ведут себя послушно, мягко, ласковы и спокойны. Любят помогать девочкам, ведут себя не только с девочками, но и с мальчиками кокетливо и женственно. Если папа боготворит маму, вполне возможен у мальчика подобный стиль поведения (женский). Внешность мальчика, но поведение «идеальной девочки». Если в семье есть сестра и ей уделяется больше внимания, любви, заботы и тепла может сложиться неблагоприятная ситуация.

В своих снах и фантазиях мальчики видят себя девочками. На просьбу нарисовать «Семью», «Дом», «Дерево», «Человека» и другие проективные методики, феминный мальчик рисует девочку.

В дошкольном возрасте даже сочетание всех симптомов, не ставшей системой, не должно вызывать тревогу. Но если симптомы сохраняются и усиливаются в подростковом возрасте и озвучивается желание родиться девочкой или сменить пол, то очевидно существует конфликт сексуальной идентичности.

ДЕВОЧКИ (непонятные)

В сюжетно-ролевых играх выбирают себе роли воина, разбойника, ковбоя. Любят играть в войну. Их интересуют танки, самолеты, пистолеты, сабли, шайбы и клюшки. Кто дарит им игрушки? Кого в семье ждали мальчика или девочку?

Девочки хотят быть принцессами, но помочь им могут только родители. Пусть девочка в группе будет в нарядном платье с бантиками, заколочками и другими украшениями (внешние атрибуты влияют на внутреннее состояние), а на физкультуре в шортах и футболке, на прогулке в брюках, одежде позволяющей бегать, прыгать, лазить и свободно двигаться. Если девочка настаивает на мужском стиле одежды и прическе, имеет смысл задуматься, кто в вашем окружении себя ведет подобным образом.

Хотят общаться только с мальчиками. Избегают ласк и нежных поцелуев мамы, ведут себя грубо на мужской манер. Проанализируйте стили общения родных, близких и друзей.

Движения резковатые, напористые. Речь грубовата. На просьбу нарисовать человека, рисуют мужчину. Называют себя именем мальчика.

В подростковом возрасте желание сменить пол, не всегда говорит об эндокринных неполадках. Неудовлетворенность «женской» социальной ролью, ориентированность на карьеру, желание быть независимой, говорит не только о «маскулинно-ориентированном обществе», но и о серьезных проблемах и связанных с ними глубокими и сильными переживаниями в семье девочки.

Не существует «плохих» гендерных типов. У разных гендерных типов могут возникнуть трудности в сфере общения и совместной деятельности со сверстниками и с взрослыми, в эмоциональной сфере и в формировании самооценки.

МАСКУЛИННЫЕ ДЕТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1.

Ценят авторитет силы и независимость поведения.

Нарушения в эмоциональной поведенческой сферах.

и

2.

Ориентированы на высокие

индивидуальные

достижения.

Завышенная самооценка.

3.

Не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами.

Конфликты в сфере общения взрослыми и сверстниками.

с

4.

Предпочитаю занимать позиции лидера.

Лидер со знаком «минус» (агрессивность вербальная и невербальная, косвенная).

5.

Обладают независимо соревновательным стилем поведения.

Проблемы эмоциональной неустойчивости, общения.

6.

Взаимоотношение со сверстниками носят авторитарный характер.

ФЕМИННЫЕДЕТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1.

Отличаются зависимым,

Заниженная

самооценка,

подчиненным поведением,

эмоциональные проблемы,

ведомые, а не лидеры.

связанные с

попаданием под

влияние лидера со знаком

«минус».

2.

Осторожны, не проявляют

Тревожность.

Отсутствие

инициативы и

креативности

(творчества),

самостоятельности.

проблемы

в общении со

сверстниками

3.

Сознательно ограничивают

Конфликт с маскулинным папой.

свое «исследовательское

пространство» (особенно

мальчики).

4.

Высокая потребность в

Проблема

общения с

поддержке, вере в их силу и

родителями,

которые видят в

возможности.

ребенке

«маленького

неудачника».

Заниженная

самооценка,

эмоциональные

проблемы.

5.

Избегают контактов с

Проблемы

общения со

маскулинными детьми.

сверстниками

(особенно у

мальчиков).

ВЫВОД: Проблемы решаются с применением игро-терапии (сплочение, объединения коллектива), сказко-терапии, арт-терапии (рисование, лепка и т.д.), тренингов общения.

Кропотливая каждодневная работа воспитателя в процессе решения проблем в познавательной и воспитательной сферах, а также использование различных форм работы с родителями, среди которых наиболее эффективная беседа. Просвещение родителей о половом воспитании и создании эмоционального комфорта в семье.

Литература:

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки два разных мира»

Баркан АМ. «Практическая психология»

Аллан Фромм «Азбука для родителей»