Статья:

«Словесное обозначение чувственной информации, получаемой детьми

старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, при освоении

предметного мира».

Автор — учитель – логопед Чайкина Т.В.

ГБОУ детский сад №724 компенсирующего вида по зрению,

ВАО, г. Москвы. [email protected]

Москва 2013 год.

Речь – основа общения и мышления человека. Следовательно, исправляя недостатки речи логопед корректирует в целом судьбу маленького человека. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Л.С. Выготский).

Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира. Теоретическими обоснованиями коррекции речи при слабовидении подчеркивается не только важность изучения процесса психического развития детей. В условиях дефицита или отсутствия зрительных представлений особо выделяется роль условий обучения и воспитания детей со зрительной патологией. (В.З. Денискина, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Н.А. Крылова, В.А. Кручинин, Н.С. Костючек, А.Г. Литвак, В.А. Лонина, Д.М. Маллаев, Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева, Э.М. Стернина, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова, И.В. Юганова и др.).

При этом в первую очередь отмечается, что у детей страдает овладение предметным миром. Своеобразия развития и формирование речи внесли детализацию в характеристику особенностей речевого развития слабовидящих детей (Л.С. Волкова, О.Л. Жильцова, М.И. Земцова, Н.А. Крылова, Н.С. Костючек, Б.И. Коваленко, Ю.А. Кулагин и др.). Некоторые вопросы развития речи у слабовидящих дошкольников рассматривались П.А. Лукашевич, С.А. Покутневой, Т.П. Свиридюк.

Данные проведенных исследований указывают на недостаточность развития чувственной основы становления речи у детей при нарушенном зрении, что проявляется в разрыве между чувственной информацией о предметном мире и ее словесной интерпретацией. В целом, таким образом, зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией.

Доказано, что дети осваивают сенсорный мир на 4 — 5-м году жизни. К этому времени активно развивается словарный запас (как активный так и пассивный) и дети все свои сенсорные (чувственные) ощущения о мире обозначают словами. Такое сенсорное развитие характерно и для детей с нарушениями зрения, но осуществляется оно более замедленными темпами в зависимости от характера и степени зрительного дефекта.





У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими отмечается не столько ограниченный лексический запас, сколько объем представлений, обусловленный снижением познавательных возможностей. Из-за нарушения зрительной ориентации, и это выражается в обедненности чувственной стороны речи, в разрыве между действием, словом и образом. У наших детей наблюдаются трудности выделения объемных и плоскостных предметов (вместо куба они видят квадрат, а вместо шара — круг), что объясняется ограниченными возможностями фиксации объемности, монокулярным зрением.

Название одного предмета смешивают с названием другого (шар – «круг»), по схожести внешних признаков. Недостаточность предметных представлений и незнание точного названия обусловлены сужением зрительной ориентировки в окружающем мире. Большинству детей требуется помощь, т.к. они испытывают сложности в понимании значения предложенных слов и метафор (например: «у елки зимой иголки в серебре»). При подборе слов, не зная антонима, употребляют частицу «не» — («нечистый», «не грустно», «не медленно», «не близко» и т.д.). Дети не владеют названиями предметов в контексте их функционального назначения. На вопросы: «Где хранят хлеб?», «А сухари?» и т.д. дети дают приблизительное определение функционального значения слова, например, называют — «пакетик», вместо «хлебницы». Сложности в использовании обобщающих слов при классификации предметов (ягоды, фрукты, птицы, животные и т. д.). Группа насекомых, что можно объяснить недостатком знания объектов, которые детям с нарушением зрения сложнее увидеть. Наиболее сложными являются задания на классификацию предметов в зависимости от общности признака. Объясняется это недостаточностью чувственного опыта детей, трудностями получения зрительной информации, так как формирование анализирующего зрительного восприятия у детей с нарушением зрения характеризуется замедленностью, фрагментарностью, отсутствием целостного представления об объекте. Наблюдаются трудности в составлении рассказов по описанию предметов. Отношение ограничивается перечислением деталей предмета, описательный рассказ сводится к перечислению признаков. Умение зрительно анализировать картинки и составлять описательный рассказ по серии последовательных сюжетов (по улице идут школьники и бабушка; бабушка поскользнулась, упала; ребята помогают старушке встать, провожают ее)

Это говорит о том, что дети с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи в овладении как чувственной стороной речи, так и словарным запасом, поэтому их описательный рассказ беден, непоследователен, фрагментарен. Трудности зрительного анализа и понимания сюжета картинок затрудняют процесс логического пересказа событий, отраженных в картине.

Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы для углубленной работы: «Словесное обозначение чувственной информации, получаемой детьми старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, при освоении предметного мира». В таком важном деле необходимо проявлять профессионализм и творческую активность. Не бояться, смело экспериментировать.

Успех овладения речью зависит от ликвидации разрыва между словом и его предметной соотнесенностью и на этом пути необходима разработка специального содержания предметно-практических занятий, в процессе которых может быть преодолен недостаток чувственно-практической основы речевого развития.

Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию (канд. психол. наук Плаксина Л.И., Стребелева Е.А., Крылова Н.А., Новичкова И. В.). Поэтому первоначальной и очень важной составной частью формирующего специального коррекционного предметно-практического обучения является обучение детей рассказу о пережитых ими реальных ситуациях.

Мой успех в логопедической работе достигается тем, что все формы речевой коррекции построены в игровой форме сказок. Я глубоко убеждена, что методики, построенные на образах, изменяют внутренний мир. На логопедических занятиях происходит творческое раскрытие личности. Снимаются блоки зажатости, страхов, преодолеваются комплексы, способствующие развитию общей и мелкой моторики. Задействована не только речевая коррекция, но и психофизическая.

Занятия по развитию речи у детей с ослабленным зрением, построенные на основе представленной мной методики коррекционной работы, позволяют преодолеть существующие трудности. Комплекс оздоровительно — коррекционной работы с моими подопечными включает в себя: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж язычка, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, в сочетании с развитием общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, как профилактика дисграфии, дислексии, подготовка к школе – грамматика русской речи, а также разработки специального коррекционного предметно-практического обучения в развитии связной-образной речи.

В результате — преодолевается недостаточность чувственной стороны речи, расширяется словарь ребенка с нарушением зрения. Речь детей становится наполненной содержанием, а описательные рассказы моих подопечных приобретают конкретно – образный характер.

Каждому логопеду известно — основой логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мелкая моторика. Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ, нёба, язычка. В своей практике я применяю сказки — истории по принципу — «делай как я, или играй со мной». В них задействованы максимально — мимика, жесты, мелкая, общая моторика. Всё это в целом повысило эффективность коррекционной работы и, конечно же, самое главное — повысило устойчивый интерес ребёнка к логопедическим занятиям. Было установлено, что, «Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу» (Ф.А. Сохин). Намеченное содержание работы легло в основу планов. Они составлялись для детей с учетом не только возрастных возможностей, но и их интересов, склонностей, особенностей поведения.

С первого дня знакомства с детьми старшей логопедической группы я приглашаю их в мир сказки — показываю сшитого мною Волшебного Язычка и говорю за него, жестикулируя его ручками и даже ножками. «Мы с Волшебным Язычком верим, что вы научите свой язычок делать гимнастику и самомассаж, чтобы он стал сильным, ловким и умел хорошо говорить». Каждое занятие начинается с «артикуляционных» сказок, которые включают в себя 34 упражнения («Практическая логопедия» — Костыгиной В.Н. кандидата пед. наук, автора книг и видеокурсов).

Эти сказки дети не просто слушают, а соучаствуют в них по принципу – «Делай как я!» — звукоподражанием, жестами, мимикой, движениями рук, ног, передают характер персонажа, создают его образ. Сказки удивительно воздействуют на детей. Им очень нравится такое соучастие, потому что в совместной деятельности с взрослым возникает радость творчества. В сказках заложены также и психологические моменты – недоласканному ребёнку сложно проговорить и обнять себя так, как будто его обняла мамочка – «А на кухне мама печет пироги. «Мамочка здравствуй! — крикнул радостно Язычок. – Я тебя очень люблю!!! (Повторить, раскинув руки.) «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! (Обнять себя, погладить, как мамочка гладит). Радостно видеть, как такие дети постепенно оттаивают, а родители отмечают, что называют маму – мамочкой. Есть в артикуляционной сказке такой момент: — «Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. (Цоканье языком) Здоровается Язычок со всеми «Здравствуйте, деревья, небо!» Как он крикнул? (Повторить, раскинув руки.) И тут Язычок увидел солнце. «Здравствуй, солнце!» Как он крикнул? (Радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув.) Спрашивают деревья, небо, солнце: «Кто это с нами поздоровался?». «Это я!!!» — крикнул Язычок. Как он крикнул? (Вновь радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их, раскинув — громко выкрикнуть своё имя). Неуверенный в себе, зажатый ребёнок не может громко поздороваться с небом, солнцем, выкрикнуть своё имя, напротив, он, шепотом пряча лицо руками или не смея проговорить вообще что-либо какое-то время, глядя на окружающих, спокойно относящихся к этому детей, начинает включаться в это сказочное действо. И каково же это видеть – ту радость, победу над самим собой, когда он, как — будто расправив незримые крылышки – выкрикивает громко и уверенно – «Это – Я – Семён»!

Ощутив однажды эту радость он, меняется во всём – верит мне, что обязательно научится говорить правильно и красиво, выполняет все упражнения с ещё большим усердием и отмечает сам каждое своё продвижение в этом направлении. Эта артикуляционная сказка имеет много вариантов, дети в процессе меняют её, стараются продолжить, добавляют персонажи и даже придумывают дополнительные упражнения, а главное попутно развивают общую и мелкую моторику, включаются в запланированное мною занятие и оно проходит максимально продуктивно.

Ежедневно я применяю в своей практике самомассаж язычка, который дети самостоятельно себе проводят красивой, яркой счётной палочкой перед зеркалом на занятиях и дома, что решает много коррекционных задач.

Это тоже сказочная история о Волшебном Язычке, которая очень нравится детям и мне. («Практическая логопедия» — Костыгиной В.Н. кандидата пед. наук, автора книг и видеокурсов. Она работает на артикуляционную сферу. Развивает мелкую моторику, подвижность губ, нёба, щёк, языка (по ним палочкой нужно провести определённые манипуляции), координацию движений (ведь нужно попасть по языку, губам), развивает образную речь, память, внимание и т.д. Язычок попросил палочку: «Пожалуйста, почеши мне спинку!» «Конечно!» — ответил язычок. (Рёбрышком палочки поводить по язычку). «Кончик!» «Конечно!» (Рёбрышком палочки поводить по кончику язычка). «Ой, ой, а сбоку чешется!» «Конечно почешу!» (Поводить по боковой поверхности язычка). «И с другой стороны почешу». Язычок говорит: «У меня замок сломался в двери, ты починишь?» «Починю!» Повесил замок и покрутил в одну сторону в другую сторону, проверил. (Взять палочку пальчиками обеих рук и покрутить вперёд, назад). Поиграл на барабане. (Поставить палочку на ребрышки между зубками, упражнение барабан.) Пришел к ним индюк — «бл, бл, бл…» (Упражнение-индюк). Спрашивает: «А вы умеете играть на балалайке?» «Нет!» — ответили язычок и палочка. «Сейчас я вас научу…» Это очень необычная находка автора, которой нет аналогов. По тому же принципу – «Делай как я!»

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, гимнастика может применяться и как физминутка. Мои ученики очень любят «рассказывать руками» сказки и маленькие истории, что создаёт благоприятный эмоциональный фон (пальчиковая гимнастика — Косиновой Е.М.).

Сначала я предлагаю детям сказку: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как – то раз по реке проплыл пароход (упражнение «Пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась, уплыла. А на берегу реки («река») росло дерево (упражнение «Дерево») и т.д. Постепенно увеличиваем сказку, добавляя персонажи. Когда без труда выполняются упражнения, уверенно, непринуждённо – дети с удовольствием предлагают свои варианты. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Развивается память, так как дети учатся запоминать определённые положения рук последовательность движений. Развивается воображение, образное мышление, фантазия, умение подражать взрослому, дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность, общую работоспособность ребёнка на занятиях, что не маловажно для наших детей с метеозависимостью и шлейфом сопутствующих заболеваний.

Раскрашивание картинок – мои подопечные в изобилии заняты в этом плане, что со временем является их любимым занятием и хорошим упражнением на развитие мелкой моторики рук, соотнесения признака предмета со словом обусловленной недостаточностью знаний детьми признаков реальных объектов и обедненностью словарного запаса, выделению общих признаков предметов и овладению обобщающими словами.

В своей работе я применяю методику – «Практическая логопедия» (Костыгиной В.Н.) В работе над постановкой звукопроизношения я использую не традиционную тетрадь, а логопедический альбом новых технологий, который помогает сделать мои занятия интереснее для детей и их родителей. Уникальность этого логопедического альбома в том, что он сказочен по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет произносить ребенок, не обезличены. Они «живые»! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартирка в домике – ротике. Пока звука нет в речи, ребенок получает картинку «Возвращение звука домой», а когда звук «появился — родился», я даю ему картинку — «День рождения звука», которые нужно раскрасить. Настоящий день рождения звука с подарками и гостями. Первыми листами в альбоме являются «Домик звуков» и «Артикуляционная гимнастика – сказка Волшебного язычка». В процессе коррекционной работы ребенок заполняет свою папку игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка и родителей. В начале альбома есть лист, на котором ребенок рисует собственный портрет или приклеивает фотографию, что определяет персональность его папки. И на этой же, первой странице у ребенка появляются наклейки – оценки его успехов и творчества.

Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В сентябре прошлого года я познакомилась с детьми, которые поразили меня отсутствием элементарных норм самообслуживания … до той степени, что я за три дня в общей сложности сшила коврик, для обучения этих детей навыкам первой необходимости. Этот коврик мы с ребятами тоже сказочно обыгрываем: куклу зовём Катей, она очень трудолюбивая девочка, сама стирает свои вещи, собирает в корзинку урожай вишен, замыкает домик – шнуровкой, общается с птичкой соседкой – мамой птенцов. Листики этого коврика на липучках, цветочки на кнопочках, вишенки на пуговицах. Платье Кати застёгивается на крючки, ей можно заплести косы, завязать ленточки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора — всё это приводит к результату кропотливой работы по формированию движения кисти, ликвидации разрыва между словом и его предметной соотнесенностью. «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой страстью всю его жизнь» (А. Макаренко). Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Другим видом работы представляемой мной методики является драматизация, инсценировка.

В процессе инсценировки сказки с использованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определённой теме, развивается творческая фантазия, развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребёнка. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передачи ими интонаций, мимики и жестов. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием, а это заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образной связной речи. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления.

Пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры – инсценировки. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы способствующие развитию мелкой моторики. Моим подопечным очень нравится придумывать сказку по предложенному сюжету. Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумывать сказку с композиционным построением с включением в неё элементарных описаний, предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту.

Эта работа служит углублению интереса к речевой деятельности, активизирует мышление, самое главное для меня в этом творческом задании является научить ребёнка входить в образ, лепить из глины или пластилина персонажей придуманной сказки. Изготовление декораций из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребёнка. Детям нравится плетение косичек куклам, венков из цветов, пришивание пуговиц, обучение шитью (зашивание сумки шнурком).

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук слабовидящего ребенка, подготавливает к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут не столь утомительными. Все упражнения приносят тройную пользу ребёнку.

Одно из направлений это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек (соответствие лексической теме). Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Большое значение для «постановки руки», закреплении использования обобщающих слов при классификации предметов имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием фломастера. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, мебель. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у моих подопечных интерес и не приводят к переутомлению.

Использование физкультминуток моим подопечным необходимо. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением и зрительным напряжением. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Детям очень нравятся игры типа: «Мы встаем утром и что должны сделать», «Покажите, как вы одеваетесь, когда идете на прогулку», «Как мы умываемся» и т.д. Цель таких заданий — составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища. Составлять рассказы о событиях из своей жизни: «Где был в выходной день», «Как провели лето», «Расскажи о своем празднике — дне рождения». Опора на собственный опыт позволяет детям учиться последовательной передаче событий.

Этот вариант провоцирует наблюдать за собой и друзьями, запоминать ход событий, а затем оречевлять их. Важным моментом является обучение детей соединению в рассказе наблюдений за собой с наблюдениями за действиями других. При этом происходит уточнение, обогащение своего сенсорного и практического опыта представлениями о действиях других, что положительно сказывается не только на опыте наблюдений, но и на опыте пересказа событий.

Для подготовки детей к составлению самостоятельных рассказов как вариант — предварительная работа, создать специальные ситуации, которые затем использовать на занятиях по развитию речи, что способствует лучше возможности для составления рассказа, построенного на своем опыте.

В самостоятельной речевой деятельности дошкольников важно научить детей выделению основной идеи рассказа; определению последовательности событий; опоре на планирование рассказа для соблюдения его логики. Для этого используются упражнения с разной заданной установкой: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Как я был в цирке», «Воскресный день», «Я начну — ты продолжишь», «Составь рассказ по своим фотографиям» и др. Рассказ о своей жизни наиболее доступен детям дошкольного возраста, эффективно развивает речевую активность детей с нарушением зрения. При этом детям можно предложить не только рассказать, но и нарисовать события, предметы, явления.

Наблюдая, как мои ученики быстро развиваются, овладевают знаниями умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении. Работая над проблемой обедненности чувственной стороны речи, в разрыве между действием, словом и образом в сочетании с мелкой моторикой рук детей с нарушением речи, с ослабленным зрением, я добилась определённых результатов.

По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Мои подопечные при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

К концу года у детей улучшились мышление, воображение, память, они научились создавать воображаемые образы. Научились самостоятельно придумывать конец и начало, а также текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития.

Используя изобразительную деятельность, возможно усилить интерес детей к планированию рассказа и к последовательности воспроизведения событий, отражению в предметах жизненных, характерных признаков.Таким образом значительно увеличивается потребность познавательной активности и интереса. Они с увлечением расширяют свой опыт познания окружающих их объектов, предметов и явлений, стремятся ознакомиться с предметом ближе, узнать его разносторонне.

Кроме того, речь обогащается информацией при обозначении основных и дополнительных признаков предметов, систематизируются знания детей об основных признаках объектов, выделяемых с помощью различных видов чувствительности, т.е. расширяются представления о предмете за счет активизации поли сенсорных способов восприятия, стимулируется речевое общение детей в различных видах деятельности и значительно возрастают речевые возможности при составлении рассказов.

Для моих подопечных — слабовидящих детей, создание методики специального коррекционного предметно-практического обучения, позволила систематизировать знания дошкольников об основных признаках предметов. Формировать умение дифференцировать признаки объектов с помощью сохранной чувствительности. Обогатить представления о предметном мире за счет активизации сенсорных способов восприятия.

Выводы:

1. Представлена этапность и последовательность подачи материала.

2.Коррекционная направленность содействует лучшему осмыслению предметно — практической деятельности детей.

3.Утверждению взаимосвязи слова с конкретными признаками предметов и действиями с ними.

4. Вся коррекционная работа на занятиях по развитию речи направлена на формирование у дошкольников правильной предметной соотнесенности речи.

Занятия позволяют преодолеть существующие трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией. В результате речь детей с нарушением зрения становится наполненной конкретным содержанием, а описательные рассказы детей приобретают конкретно-образный характер.





Литература:

1. Некоторые особенности развития речи детей с нарушением зрения дошкольного возраста // Человек — общество — наука: Тез. Докл. II Научно-практической конференции молодых ученых с участием деятелей науки стран СНГ и зарубежья. — М., 1993. — 4.2. — С.78- 80.

2. Примерное содержание коррекционной логопедической работы со старшими дошкольниками с нарушением зрения // Дефектология. — 1994 — №4. — С.71 — 76.

3. Развитие речи (в детском саду) // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад — начальная школа). — М.: Просвещение, 1997. — С.5 — 19.

4. Коррекция нарушений речи (в детском саду) // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад — начальная школа). — М.: Просвещение, 1997. — С.99 — 113.

5. Коррекция нарушений речи (в начальной школе) // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад — начальная школа). — М.: Просвещение, 1997. — С.279 — 288.

6. «Практическая логопедия» — Костыгина В.Н. кандидата пед. наук, автора книг и видеокурсов.

7. «Пальчиковая гимнастика» — Косиновой Е.М кандидата пед. наук. автора книг и методик.

8. Автореферат диссертации Новичкова И.В: «Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблипией». Институт коррекционной педагогики РАО. Научный руководитель: Плаксина Л.И. Год защиты: 1997