«Воспитываем ребенка — лидера»

«Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка в глазах сверстников».

Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли («рожденный ползать, летать не может». Вторя точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывает влияние условия жизни и характер воспитания. При соответствующих условиях практически сегодня может быть один, а завтра другой. Наблюдая за взаимоотношениями дошкольников, я сделала для себя вывод: что, к одним сверстникам, изобретательных в играх, дети относятся с симпатией и стремятся к общению с ними, других сторонятся к общению, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Ученые исследовали: что, можно выделить качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников.

Для детей 3-7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокий уровень игровых умений, ярко выраженная потребность в общении, физические достоинства (внешняя привлекательность, правильные черты лица, приятный голос), нравственные качества (доброжелательность, справедливость, умение дружно играть), успешность в познавательной и трудовой деятельности, способность адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, эмоционально – волевые качества, чистоплотность, снисходительность, послушание, умение помочь и др.

Для дошкольников, имеющих низкий статус в коллективе сверстников, характерны социальная пассивность, замкнутость, эгоизм, уход от действительности, погружение в себя, нарушение общественных норм (драчливость, грубость, агрессивность) отсутствие сформированных навыков игрового общения, неопрятность, капризность, плаксивость, склонность к жалобам сверстников, физические недостатки, задержка в психическом развитие, ограниченность интересов.

Несмотря на столь широкий и далеко не полный перечень личностных черт детей лидеров, проблема эталонного набора лидерских качеств остается не решенным. Для решения проблемы в роль выступают педагоги и родители. Что же нам делать в таких ситуациях? Хочу поделиться советами в решение таких ситуаций.

Для нас первым звеном является воспитание ребенка. Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущение своего роста, движение вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддерживать его – это первое условие обеспечения успеха.

Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающий успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю что у тебя все получиться!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо получается, наверное, твоя работа будет лучше всех!» и тд.

Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только их оптимизм и вера и успех порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.

Поддерживайте любой, даже самый маленький успех ребенка.

Усложняйте задания только тогда, когда ребенок справиться с предыдущими. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

Повседневно развивайте у детей навыки общения.

Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчество.

Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется с младенчества. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное – определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.