СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ для детей подготовительной к школе группы

«ИГРЫ СО СНЕГОВИКОМ»

Программное содержание:

-побуждать детей рассуждать, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, аргументированно высказываться;

- учить подбирать однокоренные слова к слову

«снег»;

- продолжать учить согласовывать имя существительное и прилагательное в роде, числе, падеже;

- развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляцию у детей;

- закреплять правильное произношение звуков в чистоговорках;

- расширять певческий диапазон и развивать правильное дыхание;

- развивать музыкальный звуковысотный тембровый динамический слух.

Материалы и оборудование: мольберт с картиной, накрытой лёгкой тканью, костюм снеговика, ширма,

«снежок», парные карточки, «снежинки» на каждого ребёнка.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке,

Беседы с детьми о зимних явлениях природы, разучивание музыкального материала.

Ход занятия

Звучит вальс Г. Свиридова (из музыки к к/ф «Метель»). Дети под музыку вбегают в зал.

Воспитатель: Закружилась метель во дворе, задул холодный северный ветер, но дети всё равно идут гулять на улицу, катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков. Зима снежной бахромой украсила

деревья и кусты, надела на дома снежные шапки.

Как вы думаете, дети, почему говорят, что зима — это хорошо, и почему зима – это плохо?

(Дети размышляют и отвечают, передают друг другу снежок, означающий очерёдность ответа).

Дети (поочерёдно): Я думаю, зима хорошо, потому что…(мне нравится зимой…; я люблю зиму за то, что…)

Варианты ответов:

- зимой очень красиво, когда лежит снег;

- зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках;

-зимой можно заниматься спортом, играть в хоккей;

- зимой природа отдыхает; трава, деревья, другие растения находятся в состоянии покоя — «спят»;

- зимой впадают в спячку медведи, барсуки, ежи,

змеи, лягушки, насекомые;

- зимой можно играть со снегом: лепить снежки, строить снежную крепость, горку и т.д.;

- снег укрывает землю одеялом;

- зимой корни деревьев укрывает снег, защищая их от

вымерзания;

- без снега не будет хорошего урожая, т.к. снег не только защищает растения в сильные морозы, но и даёт им воду весной;

- зимой на реках, озёрах, водоёмах стоит лёд, защищая рыб и других обитателей от мороза;

Зима — плохо, потому что…(мне не нравится зима…; зимой трудно…)

Варианты ответов:

- перелётные птицы улетают на юг, потому что зимой птицам холодно и голодно;

- зимой в лесу, когда лежит глубокий снег, голодают лоси;

- в сильный мороз и метель не пойдёшь гулять;

- в метель и пургу трудно водителю вести машину, в сильный мороз машины не заводятся;

- на морозе и в метель трудно работать дворникам. строителям, таксистам;

- в деревенских домах люди должны каждый день

топить печи, чтобы не замёрзнуть;

Воспитатель: Вы правильно сказали, что без зимы нам плохо, зима приносит нам много радости, она нужна нам с вами и окружающей природе. А сейчас послушайте загадку. О чём она?

С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под ними кроется чёрная земля.

Много- много звёздочек, тонких, как стекло.

Звёздочки холодные, а земле тепло.

(Дети отвечают).

Муз. руководитель: Правильно, это снежинки.

Я расскажу вам историю, которая приключилась с одной маленькой снежинкой.

Фонопедическое упражнение «Снежинка»

Туча мягко покачивалась

(дети делают глиссандо на звук «а» в диапазоне терции вверх и вниз),

Баюкала снежинок.

Налетал ветер и катал тучу по небу.

(делают глиссандо на звук «у» от самого нижнего до самого верхнего).

Проснувшись, снежинки прыгали

(пропевают короткие «а» в разных регистрах)

С тучи и летели на землю.

Метель поднимала снежинки

(делают глиссандо на звук «а», «о». «у» вверх и вниз)

И кружила их быстро-быстро.

Ветер, расшалившись

(произносят «а-ах!»: 1-й звук в низком регистре, а 2-ой – в самом высоком),

то опускал их вниз, то поднимал вверх.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько снежинок влетело к нам в окно. Возьмите их в руки. Что о них можно сказать?

(Дети говорят, что снежинки белые, лёгкие, воздушные, красивые и совсем не холодные).

Давайте поиграем со снежинками!

Упражнение на развитие речевого дыхания

«Снежинка».

Дети выполняют упражнение по тексту.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

(снежинки разложены на полу).

Падают на землю кружевные звёзды.

(Дети кружатся на носках).

Вот одна упала на мою ладошку.

(Дети медленно приседают, показывают плавное

падение снежинки, бережно берут снежинку за край, делают вдох и осторожно дуют на неё).

Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко!

Воспитатель: Ветер подхватил снежинки и унёс их под стульчики! (Дети садятся на стульчики).

Ребёнок:

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно

Над деревьями кружит и над колокольней.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,

Укрывая белый свет белым одеялом…

«Белая песенка» муз. Н. Мурычёвой,

слова Л. Петровой.

Воспитатель (обращает внимание детей на картину,

накрытую лёгкой тканью):

Ребята, эта картина волшебная. Я прочитаю вам стихотворение и картина оживёт…

Невесомые снежинки превратились в снегопад.

На дорожки, на скамейки мухи белые летят.

Дети лепят снежный ком – станет ком снеговиком.

Малыши в снежки играют,

Кто-то строит снежный дом,

А в кормушке снегири зёрна с крошками нашли.

Белоснежные сугробы все дорожки замели.

Прячутся подснежники под сугробы снежные,

А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.

Ребята, какое настроение вызвало у вас стихотворение? (Дети отвечают). Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Снимает ткань с картины). Посмотрите, какая замечательная картина получилась: все на ней радуются, играют со снегом. Давайте найдём слова, похожие на слово «снег».

Снова повторяет стихотворение, предлагает детям хлопать в ладоши, если они услышат родственные слова. Предлагает детям назвать родственные слова, которые услышали в стихотворении (Снегурочка, подснежник, снеговик, снегирь, снежинка, снегопад, снежком).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы этот замечательный снеговик на картине ожил и с вами поиграл? Тогда вставайте в круг, будем лепить снеговика.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Раз – рука, два – рука,

(Дети по очереди вытягивают вперёд руки)

Лепим мы снеговика.

(имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком,

(ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой!

(разводят руки в стороны, показывая величину кома)

А потом поменьше ком

(растирают ладонями грудь)

Вот такой!

(показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы

(Поглаживают ладонями щёки, соединяют пальцы вместе)

Маленький комок…

(изображают ком)Вот и вышел Снеговик,

(Ставят руки на бока и выполняют повороты корпуса влево и вправо)

Снеговичок.

Снег, ведёрко и морковка,

(показывают ладонями на голову, руки приставляют к носу)Да уменье, да сноровка

(«Петрушка», выставляют ногу на пятку по очереди)

И готов Снеговичок,

Очень милый толстячок!

(Трут руками надутые щёки).

Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем волшебные слова: «Трек-трак-трик, оживи, наш Снеговик!»

(Дети закрывают глаза, появляется Снеговик. Он здоровается с детьми, шепелявя и картавя).

Ребята, что-то я совсем ничего не понимаю, что сказал нам Снеговик? Давайте мы ему поможем и научим, как нужно правильно говорить. Дети берут карточки, находят себе пару и проговаривают чистоговорки.

Чистоговорки:

1.Саше купили новые сани.

У Саши сани едут сами.

2.Сонная ворона сидела на сосне,

Снегири и сойки снились ей во сне.

3. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка,

Шубка да шапка – вот он, наш Мишатка.

4.Ворона-плутовка

Клювом клюкву клюёт ловко.

5.Стоит на горе берёза в серебре.

Солнышко сияет – серебро сверкает.

6. Снегирь на утренней заре

Поёт песни в феврале.

7. Иней лёг на ветки ели,

Иглы за ночь побелели.

Снеговик проговаривает за детьми любую чистоговорку, «радуясь, что научился говорить».

Воспитатель: Снеговичок, да ты простыл – голоса у тебя совсем нет, и кашляешь ты, и чихаешь!

Мы с ребятами сейчас тебя вылечим.

Дети исполняют песню «Снеговик»

(музыка Антипиной).

Снеговик: Ребята, посмотрите, я весь белый, и рукавички, и шубка! А что у вас есть белое?

Коммуникативная игра «А что у вас?»

Игра проводится в кругу. Дети должны посмотреть в глаза друг другу, улыбнуться и сказать: «У меня белое платье (носки, шарф…), а что есть белое у тебя?»

В игре дети учатся согласовывать имя существительное и прилагательное в роде, числе, падеже.

(Автор игры – Арушанова).

Снеговик: А теперь давайте играть!

Музыкальная игра «Снеговик»

(музыка М. Картушиной).

Мы слепили это чудо в пять минут.

(имитация действий)

Мы слепили это чудо в пять минут.

Как зовут такое чудо, как зовут?

(пожимают плечами)

Как зовут такое чудо, как зовут?

(Говорком): Снеговичок!

Снеговик к нам близко-близко подойдёт,

(подходит к детям)

Низко-низко мы поклонимся ему, (кланяются)

Вместе с ним мы посмеёмся: «Ха-ха-ха!»

(руки в бока, наклоны в обе стороны)

Хороша у нас работа, хороша!

(показать руками на Снеговика)

(Говорком): Раз, два, три, Снеговик, нас догони!

(Дети хлопают в ладоши и убегают).

Воспитатель: Ребята, у нас в зале так тепло, что Снеговик может растаять, а на улице такая замечательная погода. Давайте все вместе пойдём гулять!

Снеговик соглашается и уходит вместе с детьми.