Сценарий музыкально – литературного вечера, посвящённый Сергею Александровичу Есенину.

Составила И.А.Верещагина, воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» ситерка Питерского района Саратовской области

Возраст детей: 5 -6 лет, с приглашением родителей.

Цель: воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.Задачи:

1.Развивать у детей интерес к русской литературе.

2. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.

3. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию

С. Есенина.

5.Знакомить детей с явлениями окружающего мира через различные виды искусства.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, продуктивная, коммуникативная, чтение.

Средства для педагога: портрет С.А.Есенина, костюм бабушки, аудиозапись песни «Отговорила роща золотая…» на стихи С.Есенина, исполняет ансамбль «Золотое кольцо», музыка к танцу «Ночь», минусовка песни «Во поле берёзка стояла», макет берёзы.

Средства для детей: костюмы к танцам «Ночь» и «Во поле берёзка стояла», бумага синего цвета, белая краска и кисти по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С.Есенина, разучивание стихов и танцевальных движений. Пошив костюмов. Оформление детьми приглашений для родителей и гостей вечера.

Оформление зала: на центральной стене зала расположен задрапированный павловопасадский платок – шаль, на фоне шали портрет С.Есенина. Слева от портрета стоит макет берёзы. Стульчики для детей и гостей расположены по периметру зала, за стульчиками у задней стены стоят столы с материалами для рисования.

Используемая литература: журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2005г., Есенин С.А. Собрание сочинений: В2т. – М.:Сов.Россия: Современник, 1990.

Ход проведения.

Воспитатель: Сегодня в этом зале будут звучать стихи замечательного русского поэта.

Посмотрите на портрет и давайте все вместе скажем, как зовут этого поэта.

( Сергей Александрович Есенин).

Ведущий 1: Душа поэта тонкая струна, Дотронешься, и зазвенит она. И мир Есенина нам предстоит постигнуть,  В секреты слова красоты проникнуть.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье, в рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Когда он был маленьким, его воспитывали нежно любящие его дедушка и бабушка. Своё родное село Есенин очень любил, считал его самым красивым и прекрасным  местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию.

Ведущий 2: Далеким днем осенним, Родился наш Есенин. Губернии рязанской, А жизнь ждала крестьянская. Среди степей, полей, берез, Есенин в доме деда рос.

Ведущий 1: Каким же рос мальчик Серёжа?

Ребёнок: Худощавый и низкорослый,- Среди мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: “Ничего, я споткнулся о камень, Это к завтрому все пройдет.”

Ведущий 1: Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки.

И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказкиВходит воспитатель в народном костюме, на плечах платок и садиться на лавочку, дети вокруг неё.

Бабушка: Ну, какую вам сегодня сказку рассказать?

Дети: Про Иванушку-дурочка.

Бабущкка: Что же, слушайте!

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак… (Из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»)

Ребёнок: И сидим мы, еле дышим, Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. (С.Есенин. Бабушкины сказки)

Бабушка: Ну, вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Спать пора. Ночь пришла, сон принесла.

Ведущий 1: Послушайте, как поэт описывает ночь в своём стихотворении.

Дети читают стихотворение С.Есенина «Ночь».

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Звучит музыка, группа детей исполняют танец «Ночь». (музыка выбирается по усмотрению педагога).

Ведущий 2: Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой, талантом. Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Даже морозная, холодная зима в стихах Сергея Есенина таинственная и сказочная.

Дети читают стихотворение С.Есенина.

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,





Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Родители читают стихотворение С.Есенина

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Ведущий1: Сергей Есенин написал добрые, мудрые стихи, многие из которых легли на музыку. Так появились замечательные песни и романсы на стихи Сергея Есенина. Предлагаю вам послушать одну из этих песен.

Звучит аудиозапись песни на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» .

Ведущий 2: Правда, красиво! Музыка на Руси сопровождала людей с рождения. Под аккомпанемент русских народных инструментов исполнялись песни.

Перед вами музыкальные инструменты, отгадайте, о каком инструменте в своих стихах говорит Есенин:

Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха,

Выходи встречать к околице, красотка жениха.

Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

Тальянка – это гармонь. И сегодня у нас в гостях человек, который мастерски владеет этим инструментом. Давайте с ним познакомимся.

Гармонист играет русские народные мелодии.

Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Давайте мы попробуем описать красоту берёзы – символа России.

В центр зала ставится макет берёзы.

Ведущий 1: Представим, что берёзка это девушка. На что похожи ветви дерева, ствол? Какая берёзка?

А теперь послушайте, как видит берёзку Есенин. Слушайте сердцем, и вам откроется красота!

Ведущий 2: Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы – ветви

Ты лунный гребешок?…

Ведущий 1: Ребята, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Каждая из них похожа на есенинскую берёзку с волнистыми мягкими косами.

Девочки исполняют танец – хоровод под минусовку песни «Во поле берёзка стояла….».

Ведущий 2: И конечно же, мы не можем не вспомнить самое красивое стихотворение Сергея Александровича Есенина «Берёза».

Дети читают стихотворение.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.





И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 1: Мы надеемся, что вы прочувствовали произведение поэта, пронизанное любовью к Родине, к родной природе, к тому, что окружало Сергея Есенина.

Мы предлагаем взрослым и детям передать эти чувства в рисунках.

Звучит музыка дети и родители рисуют. По окончании оформляется выставка работ.