Тема «Солнечная система»

Старший дошкольный возраст

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием различных видов детской деятельности

Аннотация: сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме направлен на реализацию образовательных, развивающих , воспитательных задач программы дошкольного образования, формирование интегративных качеств ребёнка.

Программное содержание: формирование целостной картины мира; расширение кругозора детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, свободного общения со взрослыми и детьми, детского творчества , игровой деятельности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель: формировать первоначальные представления о строении Солнечной системы, о физических явлениях в космическом пространстве.

Задачи:

Познание: обогащать представления детей о мире , формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами и явлениями. Развивать восприятие , умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов.Воспитывать бережное отношение к оружающему миру.

Социализация: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми. Рзвивать творческие способности , умение перевоплощаться. Развивать стремления выражать своё отношение к окружающему. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми , желание помогать друг другу. Воспитывать ценностное отношение к профессии космонавта.

Коммуникация: обогащать словарный запас детей , совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение делиться собственными впечатлениями. Воспитывать культуру общения.

Физическая культура : совершенствовать физические качества , двигательные умения и навыки. Развивать потребность в двигательной активности.

Здоровье : сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Знакомить с приёмами сохранения и укрепления здоровья. Развивать умение определять состояние своего организма. Воспитывать потребность следить за своим здоровьем.

Труд: развивать ручной труд ,умение изготавливать аттрибуты к игре. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать трудолюбие , ценностное отношение к труду других.

Художественное творчество: совершенствовать умение передавать в работах образы предметов , объектов, явлений. Закреплять приобретённые навыки лепки, аппликации, рисования. Развивать умение реализовывать задуманное в творческой работе.Воспитывать эстетическое восприятие мира.

Музыка : обогащать музыкальный опыт детей. Развивать умение через движения передавать эмоционально- образное содержание музыки. Воспитывать ценностное отношение к музыкальной культуре.

Чтение художественной литературы: формировать целостную картину мира. Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.Воспитывать нравственные качества на основе прочитанных произведений.

Методы: наглядные , словесные , практические , игровые.

Приёмы : постановка задачи , создание игровой ситуации , показ способов действий , перевоплощение ,участие в опыте, моделирование .

Формы и виды детской деятельности: игровая , коммуникативная , познавательно — исследовательская , продуктивная , музыкально- художественная, чтение ( беседа, рассматривание объекта, моделирование, опыт, дидактическая игра, словесная игра, подвижная игра, рисование, лепка, аппликация).

Предварительная работа : чтение познавательной литературы, наблюдение за небесными объектами и явлениями, изготовление моделей Земли, знакомство с космическим оборудованием , рассматривание моделей космических кораблей, показ слайдов о полёте человека в космос.

Здоровьесберегающие технологии: чередование видов деятельности, комплекс физических упражнений «Стань космонавтом», подвижная игра на открытом воздухе «Солнце и планеты» , гимнастика для глаз, релаксация с использованием музыки.

Оформление: глобус, памятки по охране природы, наборы конструкторов , геометрические фигуры из бумаги, космический коллаж, воздушные шары, электрическая лампа, маски – планеты, энциклопедия, азбука, ребусы, пластилин, цветная бумага, альбом, цветные карандаши, краски.

Программное обеспечение: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2011. – 336 С. Комплексно – тематическое планирование МБДОУ детский сад №27 «Берёзка».

Реализация Федеральных государственных требований: в сответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательные ресурсы:

Методическая литература :Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя , старшая ,подготовительная группы.М.:ВАКО ,2011. – 240 с. –(Дошкольники : учим , развиваем , воспитываем). Корзун А. В. , Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. –Мозырь, 2003.

Познавательная литература : Планета –наш дом. Мир вокруг нас: Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск , 2001. Отчего и почему: Энциклопедия для любознательных .М. , « Махаон», 2008.

Интернет ресурсы: сайты дошкольного образования.

(Проводится в первой половине дня)

Наша планета – Земля

Воспитатель читает стихотворение:

На этой планете

Цветы и поля,

Моря, океаны.

Есть ты там и я.

И солнечным светом

Она вся согрета.

Встречает и зиму

И жаркое лето.

Ей дорог и каждый жучок

И травинка

И звери и птицы

У дома рябинка.

Ты эту планету, как мать береги

Чудесную жизнь её сохрани!

- Вы узнали эту планету? (Наша Земля)

- Как вы будете её беречь? ( Работа с памятками «Не убивать насекомых», «Не разорять птичьи гнёзда» , «Не ломать ветви деревьев», « Не рвать редкие растения», «Помогать взрослым в озеленении территорий», «Помогать взрослым в заботе о животных и птицах».)

Рассматривание глобуса. Беседа .

Воспитатель:

Глобус- модель Земли. Это наша Земля, только уменьшенная в миллион раз.

-Какие цвета вы видете на глобусе?

-Какую форму имеет Земля?

-Как вы думаете, кто увидел Землю такой? (космонавты)

- Вы слышали о других планетах? Хотите их увидеть?

В добрый путь!

Подготовка к полёту

Подвижная игра «Стань космонавтом»

Тренировку начинаем

На месте дружно зашагаем

Руки вверх поднимем выше

Их опустим, глубже дышим

Все мы любим упражненья:

Руки к плечам- круговые вращенья

Раз, два –вперёд, три,четыре-назад

Тренировке каждый рад.

Гибкость всем нужна на свете

Наклоняться любят дети:

Раз- вправо, два- влево

Пусть окрепнет наше тело

Руки к бёдрам, ноги врозь

Так давно уж повелось:

Три наклона делай вниз,

На четыре- выпрямись.

На тренировке, в добрый час

Мы прыгаем сейчас

1,2,3,4

Космонавтов нет сильнее в мире!

Космонавты готовы !

Что нам необходимо для полёта? ( космический корабль)

Моделирование космического корабля.

-Придумайте космический корабль, на котором будет комфортно и безопасно .

( из предложенных материалов – различные виды конструктора , наборы геометрических фигур , мягкие модули )

Дети обосновывают выбор деталей, дают характеристики (прочный, надёжный, с необходимым оборудованием)

Одеваем космический костюм ( скафандр)

-Что ещё необходимо нам в пути? (космическое питание)

Дидактическая игра « Выбери космическое питание»

( дети отбирают питание в специальных упаковках)

Запуск корабля

С использованием обратного счёта 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.Пуск!

В открытом космосе

Рефлексия

Включается космическая музыка, дети выполняют хаотичные движения в невесомости.

- Ребята, посмотрите в иллюминатор

(показ космического коллажа)

Что вы видете в космосе?( звёзды, пролетают кометы, метеориты)

- Что это за огненный шар в центре?

Это Солнце — звезда, основной источник тепла и света .

Оно как лампочка ( дети подносят руку к включённой лампочке)

- Что вы чувствуете?

- Можно близко приближаться к солнцу? (нет, сгоришь)

Парад планет

Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты кружат в космическом хороводе, который никогда не останавливается.

Опыт «шарики на ниточках»

(Ребёнок — солнце, шарик — планета. Ребёнок кружится, останавливается — шарик падает)

Солнце притягивает планеты, которые вращаются вокруг неё по своим орбитам.

У каждой планеты есть собственный путь

Нельзя ей поверьте, с орбиты свернуть.

Каждая планета уникальна.

Давайте с ними познакомимся.

Дидактическая игра «Такие разные»

- На какой орбите орбите находится Земля?

Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла и света для жизни.

Эта планета нам всем дорога

Нам жизнь подарила она.

(Земля , №3)

- Покажите самую близкую к Солнцу планету

На этой планете такая жара

Что там оказаться опасно , друзья

(Меркурий ,№1)

- Покажите планеты- соседи Земли

К планете Земля две планеты близки

Венера и Марс- вот соседи Земли.

(Венера,№2 Марс, №4)

-Покажите самую большую планету

Эта планета гордится собой

Поскольку считается самой большой.

( Юпитер, №5)

- А какая планета самая необычная?

Планета кольцами окружена

И этим от всех отличилась она.

(Сатурн,№6)

А что за планета

Зелёного цвета?

(Уран, №7)

Царь морской названье той планете дал

Он именем её своим назвал.

(Нептун ,№ 8)

Гимнастика для глаз

Раз — налево , два — направо

Три – наверх , четыре — вниз

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир.

Дидактическая игра « Планеты, по местам»

( Выбирается ребёнок — «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками — лентами разной длины с номерами планет. У детей маски с изображением планет. «Планеты» занимают места в соответствии с позицией к Солнцу, вращаются)

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определён,

Но только на Земле мир жизнью заселён.

( На прогулке)

Моделирование Солнечной системы

(из снега)

Дети катают снежные шарики, соблюдая соотношение размеров Солнца и планет. Располагают их по удалённости от Солнца.

Подвижная игра « Солнце и планеты»

Выбирается ребёнок- Солнце, остальные дети- планеты. Солнце в центре, планеты движутся по кругу, стараясь не наталкиваться друг на друга и не приближаться близко к Солнцу. Если Солнце коснулось планеты — она сгорела.

( Проводится во второй половине дня в самостоятельной деятельности детей)

Дидактические игры

« Угадай планету по первой букве»

«Космические загадки»

«Зашифрованное письмо»

Словесные игры

«Как зовут жителей планеты»

(Земля- земляне, Марс- марсиане, Юпитер — юпитерцы и т.д . Дети прелагают свои названия.)

«Какими ты представляешь инопланетян»(описание)

«Послание на другую планету»

Чтение познавательной литературы( энциклопедии)

Художественное творчество ( с прослушиванием космической музыки)

Рисунок, лепка, аппликация «Мой космос».