Стимулирующие методы и приемы в коррекции поведения детей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью это особая категория детей, которая требует определенного подхода. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот неприятностей доставляет тот окружающим. Однако, это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и дети, с которыми он общается. «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» — отмечает профессор Ю.Шевченко. Но мы, взрослые, должны понять и научиться помогать таким детям.

Чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, соблюдать правила, установленные в детском саду, мы ввели специальную поведенческую программу, предложенную психологами, и рекомендовали ее специалистам ДОУ и родителям. Все восприняли ее с большим интересом, особенно заинтересовались родители.

Принципы взаимодействия с ребенком таковы:

Демонстрировать позитивное отношение к ребенку. Конечно, трудно сначала не проявлять раздражение, не повышать голос, не говорить приказным тоном. А для того, чтобы ребенок мог сам контролировать свое поведение, мы у себя в группе ввели таблички-картинки «регуляторы поведения»: Внимание !, Думай, Задай вопрос ?, Соблюдай тишину, Все отлично, я рада, ты молодец. И сразу убедились, что дети стали более спокойными, начали контролировать свое поведение, им стало интересно.

Эмоциональное общение. Монотонная речь быстро утомляет детей, поэтому используем голос, как инструмент (меняем интонацию, силу голоса)

Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, то и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до плеча)

Давать ребенку поручения в соответствии с его уровнем развития и возраста. Всегда помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап. И необходимо добиваться доделывать работу до конца.

Вседозволенность и заискивание перед ребенком недопустимы. У ребенка должны быть определенные обязанности, которые он должен выполнять. Мы проводили консультации для родителей по этой теме, такие как: «Некоторые «хитрости» воспитания», «Мой ребенок – непоседа», «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком» и др.

Меньше замечаний – больше похвалы. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому эти дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Но когда все же приходиться прибегать к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Это прием «выключенного времени». Но время наказания не должно превышать 5-7 минут. И помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

Так как гиперактивные дети чувствительны к похвале, мы ввели определенную систему поощрения. На первом этапе мы ставили печати в тетради. Но интерес быстро угас. Затем на втором этапе, мы раздавали «похвалюшки» за хорошо выполненное задание (многие из вас используют этот прием). Через 2-3 недели также интерес угас, так как дети теряют «похвалюшки», забывают куда положили. И вот на третьем этапе мы совместно с родителями придумали такую систему поощрения. Дети из дома принесли кошелечки, и стали «зарабатывать» значки поощрения. В конце третьей недели совместно с логопедом организуем сюжетно-ролевую игру «Магазин», где каждый может обменять свои значки на небольшие призы. Чем больше значков, тем больше «покупок» в нашем магазине. И вы можете себе представить, как за два месяца дети сами стали стараться на занятиях, следить за звуками, зарабатывать значки поощрения.

Таким образом, соблюдение принципов взаимодействия с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, использование стимулирующих методов и приемов, благоприятно влияет на коррекцию поведения в дошкольном возрасте.