Структура инновационного опыта работы по экологии

Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна!Ей нужна забота Ваших рук,Чтобы красота ее не гасла.

Б.Рябинин

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать за долго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворение его этических и эстетических потребностей, и только за тем – объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что то дает, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с ней еще до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качестве. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.

Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своем начальном звене — в сфере дошкольного воспитания. Именно в этот период ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления. В соответствии с законом РФ «об образовании» разработаны и становятся востребованы программы по экологическому воспитанию: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом — природа» Н.А.Рыжовой. Так же, опираясь на три заглавные буквы ФГТ, исследуются новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства. Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, формирования экологической культуры детей. Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно развивающейся среды, связанной с экологизацией, как воспитательного образовательного процесса, так и во всех режимных моментах.

Модель предметно развивающей среды по экологическому образованию в детском саду.

Огород на окне.

Паспорт растений.

Календари природы.



глобус

Центр природы (разнообразие комнатных растений где дети

ухаживают за растениями, пересаживают, следят за ростом,

цветение).

развивающие дидактические игры по экологическому



воспитанию.

Серия конспектов.

Экологическая библиотека.

разнообразные плакаты.

Художественно публицистическая литература по природе.

Всю работу по экологическому воспитанию я начала с малышей. Вместе с детьми наблюдала за природой на участке. Проводила беседы: «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло?. Проводила практическую деятельность: посадка лука, проращивание семян. На ряду с наблюдениями для расширения представления детей, о доступных явлениях и предметах, использовала игры: дидактические, игры загадки, игры беседы, игры путешествия, подвижные, творческие, театрализованные, сюжетно ролевые. Дети помогали мне ухаживать за комнатными цветами, за растениями на участке — собирали семена растений, работали в цветниках и на огороде, самостоятельно выращивали цветочную рассаду. Дети трудились под моим наблюдением, я помогала им, если они в чем-то затруднялись. На основе бесед, наблюдений за природой, учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

Я считаю, что одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Знакомя детей с изменениями в природе в разное время года, я формирую такие качества, как реалистические понимания явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Я думаю, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, гуманность , уважение к труду взрослых.

Наблюдение –один из методов непосредственного восприятия мира. В процессе наблюдения накапливаются образные представления, которые достоверно формируют понятия о природе и ее явлениях. Наблюдения постоянно обогащают знания ребенка чем – то новым. одним из видов наблюдения является – эксперимент. Он формирует правильное представление об окружающем мире и помогает детям накопить позитивный опыт общения с природой. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому стараюсь применять в своей работе очень важный вид деятельности –экспериментирование. Это опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми. Дети с удовольствием проводят опыты и узнают много нового и интересного о воде, песке, воздухе. После наблюдений мои дети начинают придумывать сказки и рассказы о природе.

Сказка — универсальный учитель. Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказку обсуждаем, обыгрываем, придумываем свое продолжение, переделываем на новый лад, ставим по сказкам кукольный спектакль.

В группе разучивали стихи, песни, совместно с музыкальным руководителем прослушивали пьесы из альбома П.И. Чайковского «Времена года», читали рассказы Л.Толстого, М.Пришвина, сказки В.Бианки и др. писателей .При ознакомлении с природой, широко используется поэтическое слово, так детям легче и доступней даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов: С.Погореловский «Лес», И.Бунин «Листопад», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», И.Суриков «Первый снег», — подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.

На занятиях по экологии мы очень много рисуем и работаем с природным материалом. Дети учатся видеть красоту в орехе, шишке, скорлупе…. А я рассказываю о самом природном материале, его особенностях, о том, что из него можно смастерить, на что он похож и тд. В рисунке, как и в игре, ребенок выражает не только свои чувства к тому, что он видит, но и свое личное отношение к действительности. Очень важно чтобы ребенок мог самостоятельно выполнить рисунок. Для этого проводили беседы об увиденном, уточняли их наблюдения, давали каждому возможность подумать, что и как нужно рисовать, обсуждали замысел рисунков. На каждом занятии я знакомила детей с простыми и эффективными приёмами изображения формы, цветовыми сочетаниями и основами композиции. В основу построения изобразительных сюжетов били положены наблюдения самих детей.

Всю свою работу я строю на контакте с родителями, коллегами. Большими помощниками в моей работе являются родители.

Совместно с родителями постоянно устраиваем выставки поделок из природного материала: «Наши руки не для скуки» и др. Устраивали выставки зарисовок на тему: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна пришла» и другие совместные работы родителей и детей. Были проведены совместные природоведческие акции: «Самый чистый участок», «Чтоб деревья были большими» и др. Такие мероприятия способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе.

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.

Свою работу по экологии я начала с родителей. Ведь взаимосвязь с родителями является одним из звеньев нашей работы. События, происходящие внутри детского сада обязательно должны найти отклик в повседневной жизни детей. Поэтому очень важно, чтобы родители были не просто информированы о деятельности детского сада, но и смогли сами бы включиться в его жизнь, продолжив работу дома. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

- совместное озеленение участка.

- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми.

- проведение родительских собраний экологической направленности.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей благоприятную обстановку в семье.