В последние годы в системе дошкольного образования особое внимание уделяется педагогике раннего детства. Это не удивительно, ведь жизнь маленького ребенка (особенно в условиях большого города ),открывает как массу преимуществ и возможностей для его всестороннего развития, так и целый ряд отрицательных факторов. Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как групп кратковременного пребывания, лекотек, консультативных пунктов, центров игровой поддержки ребенка и служб ранней помощи. Данные структурные подразделения призваны, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме и поддержать семьи, имеющих детей с задержкой психического и речевого развития.

Я хочу представить Вашему вниманию структурное подразделение «Служба ранней помощи», которая базируется в детском саду компенсирующего вида № 94, в котором работаю. Очень хочется поделиться опытом проведения игровых сеансов в детско-родительских группах и подробно рассказать об их структуре ,а также немного коснуться праздников, которые проходят в наших группах. Основной контингент нашего детского сада составляют дети с речевой патологией, и поэтому большинство поступающих в службу ранней помощи малышей имеют задержку речевого развития. Существующие на сегодняшний день программы разработаны для детей с нормативным развитием, не имеющих выраженных когнитивных и эмоциональных нарушений, именно поэтому специалистами нашей службы были разработаны и успешно внедрены в практику игровые сеансы в детско-родительских группах.

Игровые сеансы мы проводим в мини группах (2-3 ребенка), совместно с родителями, так как дети раннего возраста «работают на подражание», то есть развитие в возрасте от года до трех лет идет наиболее активно, если рядом родной взрослый человек делает всё вместе с ребенком. Малыши чувствует себя комфортно, защищенно и в то же время получают новую информацию, которую им помогают усвоить взрослые. Родители не только присутствуют на занятии и наблюдают, но и принимают самое активное участие в играх и делах своего ребенка – вместе ползают по ковру, строят башню из кубиков, возят коляску с куклой, катают машинки, поют песни, декламируют стихи, танцуют, лепят, рисуют … и все это делают всерьёз! Только подражая инициативному взрослому, которого он любит, которому он доверяет, ребенок значительно быстрее сможет преодолеть задержку речевого развития.

Наши игровые сеансы можно условно разделить на три части:

вводная или музыкально-ритмическая часть;

основная часть – это сюжетно-тематическое занятие

заключительная часть – свободная игровая деятельность детей.

Каждая часть проводится определённым специалистом при обязательной поддержке и участии остальных педагогов. Вся групповая работа строится по принципу тесного взаимодействия и сотрудничества между специалистами нашей службы и родителями. Мы стараемся работать единой командой.

Главный принцип нашей работы – следовать за интересами и потребностями семьи и ребенка.

Все игровые сеансы мы проводим по единой структуре – это ритуал встречи, совместная деятельность и ритуал окончания занятия. Последовательность остается неизменной, что позволяет ощутить целостность и завершенность процесса, а также смягчить адаптационный период:

Ритуал встречи – это приветствие детей в общем кругу с последующим переходом в музыкально-ритмическую часть игрового сеанса, длительностью 10 – 15 минут.

Совместная деятельность представляет собой сюжетно-тематическое занятие, в котором решаются разноплановые коррекционно-развивающие задачи, продолжительностью 25-30 минут.

В ритуал окончания игрового сеанса, включена свободная игра, во время которой есть возможность пообщаться с родителями и дать необходимые рекомендации. Продолжительность 10-15 минут.

Музыкально-ритмическая часть создаёт определённый положительный эмоциональный фон и очень важна в нашей работе. Наиболее значимо то, что подобранные музыкально-литературные композиции, проводятся в кругу (хороводе) и являются своего рода важным ритуалом перед началом занятия, что позволяет всем участникам игрового сеанса настроиться на предстоящую совместную групповую работу, активизировать интерес и причастность к общей деятельности.

Музыкально-ритмическая часть чаще всего отражает реальное время года, это дает возможность каждому участнику переживать и соотносить сущность сезонных и природных процессов: зимние забавы, весеннее пробуждение, летний отдых, осенний сбор урожая и т. д. В хороводах мы обязательно обыгрываем разноплановую совместную деятельность детей и взрослых: лепим снеговиков, кидаемся друг в друга снежками, собираем ягоды, грибы, сажаем и поливаем цветы и .т.д. Используемый музыкально-песенный материал мы тщательно отбираем и адаптируем, учитывая психофизические и возрастные особенности детей. Как правило, на одном сеансе мы «проигрываем» 1-3 композиции, в течение 2-х месяцев, постепенно репертуар усложняется и дополняется. В игровой сеанс включаются разнообразные инсценировки песен с имитацией движений животных, сказочных персонажей, что способствует развитию творческого воображения и служит прекрасной эмоциональной основой для взаимодействия со сверстниками. Таким образом, через музыку и движение происходит достаточно интенсивное развитие не только двигательной активности, но и коммуникативной сферы детей и их родителей. Приобретённые умения и навыки активно используются в повседневной жизни наших воспитанников, а значит, ведут к социализации.

Разученные музыкально-ритмические композиции в дальнейшем включаются в программу празднично-досуговых мероприятий: «Праздник осени», «Новый год», «Весенний праздник» и др. Праздники представляют собой театрализованные представления, так как именно такая форма проведения досуга является наиболее оптимальной и доступной для восприятия ребёнка раннего возраста. Театрализованное представление эмоционально воздействует на детей и взрослых и побуждает принять активное участие в действии.

Родители вместе с детьми имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть и поиграть в подвижные игры, а также учатся выражать свои чувства и настроение в соответствии с сюжетом.

Кроме того, такие досуги решают и познавательные задачи: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, формируют образное мышление и обогащают пассивный словарь. Праздничные мероприятия проводятся в Службе Ранней Помощи не первый год и очень нравятся детям, и их родителям.

В конце хочется отметить , что проведение разработанных нами коррекционно-развивающих игровых сеансов в детско-родительских группах, дает свои положительные результаты. Мы сделали вывод, что дети, посещавшие наши игровые сеансы, легче адаптируются, испытывают значительно меньше проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности в познавательной и игровой деятельности. Также важно отметить, что у малышей эффективней формируется социальная ориентация на сверстников и взрослых, умение налаживать позитивное общение с чужими взрослыми, быть инициативными в различных социальных ситуациях, то есть происходит ранняя социализация, что жизненно необходимо детям с задержкой речевого развития.