«Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее Красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой и творение этой Красотой для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность»

И. В. Сухомлинский

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

В нашей группе оборудована студия по художественному ручному труду «Маленькие волшебники», работа в которой способствует раскрытию творческого потенциала дошкольника. Ее функциональная роль развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Цель работы в студии — развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи работы студии:

Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

Изготовление поделок вместе с родителями.

Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Принципы работы студии:

Развитие творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие.

Основной формой работы является совместная деятельность педагога с детьми в подгруппах и индивидуально.

Предвижу замечания коллег: «Так что же, опять организованно?»

Попробую объяснить.

Во-первых, используя такие формы организации в работе с детьми придерживаюсь следующих позиций:

Ребенок — центральная фигура образовательного процесса: участвует в планировании деятельности, принятии решений, ему предоставляется широкий выбор собственной активность, партнеров, материалов и т.д.

Определяющим в развитии ребенка выступает не объем знаний, который накапливается в процессе обучения, а методы их усвоения.

Воспитатель побуждает детей активно искать возможности, уточнения того что ему непонятно. И тогда они придумывают собственные способы познания мира, учатся активно его исследовать.

Чем раньше мы начнем провоцировать и поощрять детскую исследовательскую деятельность, тем значительнее результаты развития.

Во – вторых, организованное обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Мои воспитанники проявляют элементы исследовательского поведения, исследовательского поиска, придумывают собственные способы познания мира. Им на помощь приходят технологические карты, схемы, модели, знаки, рисунки, которые мы разрабатываем вместе с детьми, шаг за шагом приближаясь к современному представлению об информации, способу ее поиска и хранения.

Используя знакомые темы, я помогаю детям увидеть проблему, сформулировать гипотезу, выдвинуть решение, придти к намеченному результату своим путем.

Поддержка детской инициативы, поисковой активности направлено на «маленькое изобретение», самостоятельное «открытие». Я, конечно стараюсь использовать интересы и увлечения детей. Ни в коем случае не заставляю выполнять предложенные варианты. Для ребенка всегда есть выбор.

Дети с удовольствием экспериментируют, соединяют различные материалы вместе. В итоге получаются неповторимые шедевры, которые достойно оформляют детское пространство.

Картины, украшения, композиции, выполненные детьми, используются для создания интерьера в группе, помещениях детского сада и дома. Необыкновенные вазы, разнообразные коллажи, фоторамки, игрушки, украшают детскую игровую комнату, используются в играх, макетах, настольном театре. Ребята с удовольствием рассматривают их делятся впечатлениями, гордятся конечным результатом своей работы и уважительно относятся к труду сверстников.

Для того чтобы разбудить или просто не погасить творческую активность ребенка, чтобы он стремился узнать и сделать что-то новое, нужн6о мотивировать предстоящую деятельность, иногда удивлять воспитанников. Так в нашей студии появляются разные герои, мы получаем разные сообщения, открытки, посылки. Есть у нас и определенные традиции. Появление обычного воздушного шарика из мультфильма о Винни Пухе, говорит детям о том, что у кого – то день рождения и необходимо подумать о подарке.

Чтобы воспитать творческую личность необходимо приобщим семьи воспитанников, включить детей и взрослых в проектирование эстетического и функционального пространства в детском саду и дома.

За основу работы с родителями я взяла методику позволяющую выстраивать отношения с ними. В ней несколько этапов:

Первый этап – «Давайте познакомимся!» На этом этапе мы познакомили родителей со студией «Маленькие волшебники», раскрыли перед ними возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!» На данном этапе я предложила родителям активные методы взаимодействия – выставки детских работ, дискуссии о возможном использовании их в домашнем интерьере, игре.

Третий этап – «Давайте узнавать вместе!» На этом этапе в студии проходят различные мастер-классы с детьми, организаторами которых являются их родители и ближайшие родственники. Например, «Волшебные цветы», «Композиции из соленого теста».

Родители активно включились в пополнении студии «Маленькие волшебники» различными материалами и идеями.

Первое, на что направлена наша работа – научить детей видеть красоту природы в разных ее проявлениях: на картинах, репродукциях, иллюстрациях, фотографиях, природном материале (ветки, цветы, камни, ракушки), и воплотить увиденное в собственном творчестве. Ощущая себя творцами, дети начинают тоньше чувствовать красоту природы, осознавать свою причастность к ней.

Я учусь у Природы

Рисовать небосводы,

Я учусь у Природы

Облака рисовать.

Ты скажи мне, Природа,

Эти дивные краски

Где берешь ты, Природа?

Я хочу это знать.

Многоцветие красок

Из неведомых сказок

Набрала ты, наверно,

Когда осень пришла.

Вижу желтые листья,

Вижу красные листья,

Разноцветною кистью

Ты по ним провела.

Дети очень чувствительны к художественному слову, чтение и заучивание стихов помогает им «услышать увиденное» и «увидеть услышанное».

Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности постоянно входили объекты природы. Еще Я.А. Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни, особенно в городской среде. Именно поэтому в художественном творчестве детей мы часто используем природные материалы — глину, ракушки, камни, шишки, желуди, мох, ветки, семена крылатки, дыни, тыквы, подсолнечника, засушенные растения и корки цитрусовых и т.д., из которых создаем несложные флористические композиции, придумываем им красивые названия.

Работая с природным материалом, очень важно научить ребенка пристальному вглядыванию в явления природы, видеть в неброском, незаметном красивое и значимое.

Ребенок познает мир в действии. Выступая в роли художника, он проникает в суть вещей, на которые направлена его деятельность. Создавая что-то своими руками, погружаясь мыслями и чувствами в свою работу, ребенок творит, значимы для него, любимый и ценимый им (ведь сделано его руками!) предметный мир. Ребенок понимает, что природные элементы становятся предметом искусства.

Главной отличительной чертой нашей группы и обязательным условием гармоничного развития ребенка является микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека и доверительные отношения между воспитателями и детьми. В результате работы дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, оригинально мыслить.