Аналитическая справка учителя-логопеда

Щукиной Елены Николаевны 2010 – 2013 учебные года ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1472.

Своевременное овладение правильной , и чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

В течение трех лет нами осуществлялась логопедическая работа по программе Т.Б.Филичевой, Т.В. Туманова « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи» В течение года проводились логопедические занятия, которые делились на подгрупповые ( фронтальные), индивидуальные проводились ежедневно. Фронтальные были направлены на формирование лексико-грамматических категорий:

Словарного запаса

Грамматически правильной речи

Связной речи

Звукопроизношение

Развитию фонематического слуха

Развитию слоговой структуры

На индивидуальных занятиях проводилась работа по :

Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

Подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

Постановке отсутствующих звуков; их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов,слов.

Нами была проведена диагностика по всем направлениям . Она проводилась 3 раз в год. Это можно проследить в ниже приведенных данных.

Мониторинг динамики детей во второй младшей группе за 2010 – 2011 учебный годГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1472

2010-2011 учебный год 2-я младшая группа

Компонент речевой системы

Стартовый

промежуточный

итоговый

словарь

56%

60%

70%

2.грамматический строй

59%

62%

73%

3.связная речь

60%

65%

75%

4. Звукопроизношение

57%

63%

70%

5. Слоговая структура

61%

67%

73%

Итог:

58%

62%

72%

Таким образом, по результатам исследования на конец 2010-2011 учебного года отмечается значительная положительная динамика развития речи детей. Активный словарь значительно вырос. Речь стала разнообразной. Высказывания детей стали иметь более развернутый характер. Реже отмечаются нарушения в согласовании числительных с существительными.

Мониторинг динамики детей в средней группе за 2011-2012 учебный год

ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1472.

2011-2012 учебный год средняя группа

Компонент речевой системы

Стартовый

промежуточный

итоговый

словарь

68%

72%

79%

грамматический строй

70%

74%

81%

связная речь

73%

76%

83%

звукопроизношение

75%

79%

84%

слоговая структура

78%

80%

85%

Итог:

72%

76%

81%

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2011-2012 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты. Ошибки в построении развернутых предложений имеет место, но смысловая организация высказываний нарушается реже. Дети слали лучше составлять предложения по наглядной опоре, испытывают меньше трудности в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Мониторинг динамики детей в старшей группе за 2012 — 2013 учебный год

ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1472.

2012 – 2013 учебный год Старшая группа

Компонент речевой системы

стартовый

промежуточный

итоговый

Словарь

76%

80%

81%

Грамматический строй

78%

83%

85%

Связная речь

80%

85%

87%

Звуковой анализ

81%

84%

86%

Обучение грамоте

83%

86%

89%

звукопроизношение

82%

84%

86%

слоговая структура

85%

86%

88%

Итог:

80%

83%

85%

Итоговая  диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей. В заключении можно сделать выводы о положительной коррекционной работе по всем направлениям.

Мои воспитанники многократно участвовали в фестивалях:

Окружное фестивальное движения «Семицветик»;

Городской ХХ фестиваль детского творчества «Надежда»

(лауреаты, 2012год)

Открытый Фестиваль детского и взрослого творчества « Веснушки»

( дипломаты, 2013год)

В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации по основным направлениям,задачам и принципам коррекционной работы с детьми. При необходимости оказывалась помощь, были даны рекомендациипо подбору дидактического материала для проведения занятий, направленных на закрепление, полученного на занятиях у учителя — логопеда. Комплексное воздействие на развитие детей осуществлялось посредством взаимодействия с воспитателем через « тетрадь взаимодействия с воспитателями».

     В процессе работы оформлены методические стенды (тематические логопедические уголки) по темам:

« Взаимодействию с родителями в условиях логопедической группе»,

« Скороговорки для развития речи»,

« Упражнения на развитие моторики.» (для детей старшего дошкольного возраста с ОНР),

« Артикуляционная гимнастика»,

«Пальчиковая гимнастика».

Для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. За период все родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда. Обсуждались темы:

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями

« Не отрываясь от дел»

«Развитие фонематического слуха»

Работа над интонационной выразительностью

«Общие артикуляционные упражнения»

3.. Методическая работа.

1 . В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики»,создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете

2. Систематическое улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана.3.Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.

    4. Документация.   В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

График работы и циклограмма рабочей недели;

Список детей, имеющих нарушения в развитии устной  речи и зачисленных на логопедические занятия

Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;

Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.

Годовой план организационно-развивающей работы на учебный год 6. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.  

      Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической  работы на учебные года выполнены

Учитель – логопед: _______________________/Щукина Е.Н. /