Билет № 8

Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус.

2. Система избирательных комиссий: порядок формирования, полномочия.

Правовое регулирование. ФЗ «О координации м/д и внешнеэкономических связей субъектов РФ», ФКЗ «О порядке принятие в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» ФЗ 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Договор съезда народных депутатов РФ 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе РФ» Конституция.Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» в целях обеспечения верховенства КРФ

Элементами конституционно правового статуса субъекта РФ являются:

1) учредительный характер региональной государственной власти (субъект равноправный член РФ, имеет свой (устав, конституцию, свой статус может изменить по своему желанию путем слияния субъектов, если оба согласны)

2) территориальное верховенство (каждый субъект имеет свою территорию и границы, самостоятельно определяет административно-территориальное устройство, АТУ отождествляют с организацией МСУ т.к. эффективно для управления.

3)региональная правовая система – (конституции, уставы, избирательные кодексы)4)собственные предметы ведения и полномочия (Ст. 73 вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти). Принятие конституции, устава , НПА субъектов, установление системы региональных орг., и порядка их организации, правовое рег. организации МСУ.утверждение региональных эк.,соц, научных, культурных программ, АТУ

5)система региональных органов (Высшее должностное лицо субъекта, глава республики, губернатор,мэр. Законодательный орг. гос. власти региона, коллегиальный (правительство..) рег. отраслевые орг. исполнительной власти (министерства). Конституционные, уставные суды, мировые судьи

6)ограниченная международная правосубъектность (нельзя сдавать территории в аренду иностранным г. Каждый регион может осуществлять м/д и внешнеэк. связи при условии что они не затрагивают предусмотренные КРФ полномочия и прерогативы РФ как суверенного гос-ва7) официальный гос. язык8)региональная гос. символикаРеспублики — государства, не обладающие суверенитетом (21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 г. федерального значения, 1 автономная область 4 автономных округа) края, области, города фз, — государственные образование в составе РФЕврейская Автономная область и автономные округа – национально-территориальные образования, Статус= сохраняют нац. самобытность, язык, образ жизни у всех есть уставы, собственная правовая система,Все субъекты юр. равноправны, хотя статус неодинаков. Ст 5 конституции

Вопрос 2.Правовое регулирование. 2002 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления 1996, В РФ действуют следующие ИК, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия РФ – п. действующий гос. орг. организующий подготовку, проведение выборов, реф. является юр. лицом срок 5 лет, 15 членов = 5 от ГД, 5 от СФ, 5 от Президента;

избирательные комиссии субъектов РФ; ( тоже как и центральный юр.лицо.. от 10-14 членов, формируется высшим должностным лицом, либ зак. Орг.

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии

Все ИК кроме Центральной формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД , законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ. Все кроме Центральной и Субъектов, формируются также на основе предложений избирательных объединений.ИК муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов МСУ (по уставу могут быть юр. лицами). Формируется представительным органом муниципального образования.

Окружные ИК формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Их полномочия могут возлагаться на иные ИК. Формируется вышестоящей комиссией по выборам в органы гос. власти субъекта и органы МСУ.Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта. (5лет, 5-14 членов, может быть юр.л.). Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта.Гарантию независимости ИК ФЗ устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава.Полномочия.Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.

Комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.В случае нарушения кандидатом, объединением, выносят предупреждение, доводится до сведения избирателей, участников референдума через СМИ.Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий.организуют размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) …