КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по обучению детей младшего дошкольного возраста

рисованию

«ЧЕРЕЗ ИГРУ-К СОВЕРШЕНСТВУ»

Подготовила воспитатель ГБДОУ

Центра развития ребёнка

Детский сад №60

Приморского района

Корсакова Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2011

Уважаемые мамы и папы! Если Вы хотите помочь вашим детям научиться элементарным основам рисунка, Вам придется вспомнить свое детство и помочь малышам, но ни в коем случае не навязывать им, как и, что рисовать.

Помните, ребенок видит и воспринимает окружающий мир по-своему. Назидание и диктат здесь неприемлемы. Иначе Вы можете отбить у малыша всякую охоту заниматься рисованием, что нередко и происходит, к сожалению. Ваша помощь требует не только деликатности, но и, в известной степени, усилий и терпения.

Мы надеемся на Вашу помощь в овладении малышами основ графической грамоты, которая откроет детям в будущем путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира независимо от избранной ими в жизни профессии.

Ну, а пока, ваш ребенок только начинает учиться рисовать. С интересом чертит каракули на листе бумаги. Это начало его творческого процесса. А частью творческого процесса является умение видеть мир образно, во всех его живых красках.

Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И очень важно не упустить возможность расширить способности ребенка к образному познанию. Рисование — одно из эффективных средств передачи этих творческих образов.

Давайте, вместе поможем ребенку, научим его изображать на листе бумаги все то, что его окружает. Но, обучая ребенка рисованию, необходимо помнить, что для ребенка — это игра. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение художественных приемов. Пусть они станут для Вашего малыша средством познания окружающего мира. Не старайтесь навязать малышу рисование, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Помните высказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Увлечь малыша рисованием Вам помогут занятия-игры. В игре незаметно для малыша Вы научите его изображать линии, окружности, познакомите с цветами и материалами рисования.

Процесс вашей совместной деятельности должен сопровождаться рассказом, песенкой, потешкой, подходящей к сюжету рисунка. (Показ рисунка).

Едут машины,

Шуршат шины.

Погоди немного,

Вот дорога…

А палочки длинные -

Следы машины.

Контурные рисунки (раскраски) очень любят все дети. Им интересно закрасить детали нужным цветом. Таким образом, дети постепенно научатся закрашивать, не выходя за контур. Дайте возможность ребенку рисовать разными материалами: карандаши, краски, фломастеры, мелки. Вместе с ребенком подумайте, чем будут отличаться изображения, показать одно и то же изображение, выполненное разными материалами.

Чем они отличаются (яркостью, насыщенностью цвета, фактурой материала)?

Постепенно обучая ребенка рисованию, давайте рисункам конкретные названия: забор, мяч, метель и т.д. Так будет расширяться кругозор детей, их изобретательность, ведь тот же круг может быть «колобок», «мяч», «колечко» и т.д. В линиях малыш научится находить сходства с окружающим миром.

Когда ребенок закончил работу, для него очень важна Ваша оценка. Оцените рисунок, дайте комментарии и не скупитесь на похвалы.

Начинать Вашу работу с детьми лучше с использования карандашей. Возможно, многие из Вас сами давно не брали в руки карандаш. Попробуйте вспомнить, а сделать это лучше так: (рисуйте, следуя за стихами)

«По бумаге я бегу, Все умею, все смогу

Хочешь, домик нарисую,

Хочешь, елочку в снегу.

Хочешь — дядю, хочешь — сад,

Мне любой ребенок рад!

Что у Вас получилось? Замечательно!

Читая такое стихотворение, необходимо сопровождать слова изображением. Это позволит ребенку наглядно увидеть возможность передачи на листе бумаги реальных вещей.

А вот эту игру Вы можете провести со своими детьми дома.

«КАРАКУЛИ».

Что понадобится: бумага, карандаши или фломастеры. Ход игры:

Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги несколько пересекающихся линий. Закрасьте вместе с ребенком участки, ограниченные этими линиями. При раскрашивании можно использовать разные приемы, способы: раскрашивать точками, штрихами, кружочками, клеточками и т.д.

Постепенно вводя новые материалы, усложняя задания, мы будем учить ребенка рисовать, т.е. переносить окружающий мир к себе в рисунок.

Еще несколько примеров научить детей рисовать, а главное вызвать у них интерес. У Вас на столе кисти, краски и листы, разделенные на три части; еще один лист, сложенный пополам. Сейчас мы попробуем поиграть и рисовать

I. Шли по дороге ноги.

«Большие ноги шли по дороге:

То-о-п, то-о-п.

То-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ!»

У кого могут быть большие ноги?

У кого маленькие?

Конечно, Вы догадались, что для изображения больших следов требуется большая кисть, а для маленьких следов — тонкая.

Ну, а детям следует помочь, когда они будут выбирать кисточку.

П. Щетка.

«Не рычи на щетку, Шарик,

Не укусит, не комарик.

На моей паутинке, Тонкие щетинки.

Чтобы зубки были чище

Каждый день их щеткой чистим». Нарисуйте щетинки на своей щетке.

Ш. Мячик.

«Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?! Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

(С . Маршак)

Нарисуйте мячи большие и маленькие, разноцветные.

Таких игр много

.

Читая детям книги, разучивая с ними стихи, чаще задумывайтесь, а как это можно изобразить. Чаще сами берите в руки карандаши и кисти, всегда и во всем будьте примером. Этим Вы привьете малышу любовь и желание заниматься этим видом деятельности.

Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Назову еще несколько игр, которые помогут Вам в этом, в которые можно поиграть дома с детьми, используя самые простые материалы.

«КАРТОФЕЛЬНЫЕ ПЕЧАТИ»

Что понадобится:

сырая картофелина средних размеров

нож

краски

штемпельная подушка (можно взять плотную губку и пропитать ее жидкой краской)

-бумага.

Ход игры:

Сначала действует взрослый — острым ножом разрезает картофелину пополам и на месте среза вырезает какой-нибудь простой рельеф -сердечко, звездочку, яблоко, рыбку и т.д.

Теперь к работе приступает ребенок. Можно нанести краску прямо на готовую печать, а можно воспользоваться штемпельной подушечкой.

Прижимаем картофелину к бумаге — получаем оттиск. Можно создать на листе бумаги красочные картины — тогда делают печати разной формы. Используйте этот способ для изготовления интересной оберточной бумаги для подарков.

«РИСУЕМ ПЯТНАМИ»

нам понадобится:

бумага для рисования

краски на водной основе

кисти

противень

вода.

Ход игры:

Наполните противень водой. Погрузите лист бумаги в воду и держите, пока вода не пропитает его. Разложите его на газете и, пока он еще мокрый, нанесите краску с помощью кисточки. Наблюдайте, как пятна краски будут растекаться на влажной бумаге. Когда бумага высохнет, можно добавить какие-то детали восковыми мелками или фломастерами.

«РИСУЕМ НА КУХНЕ»

Вам понадобится:

немного красителя

клей ПВА

бумага для рисования

какао-порошок

сухие бобы, пшено, рис и др. крупы

яичная скорлупа

сахарный песок

и т.д.

Ход игры:

Размешаем в клее немного краски. Нанесем его на большой лист бумаги. А теперь начинается творческий процесс: бросаем в произвольном порядке заготовленные припасы. Можно выполнить и определенный узор, не забудьте добавить блесток.

Бобы, чечевица — тяжелее, чем другие крупы, поэтому для них бумагу нанесите больше клея.

Эти и много других развивающих игр Вы найдете в книгах:

«Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет»

Акимова Г.Е. Федорова Е.В. Яковлева Е.Н.

СПб. ИД «Весь» 2002

«Мастерская юных художников»

Тюфанова Н.В. СПб. «Детство-пресс» 2002

3.«Озорной карандаш»

Н.Алексеевская Москва «Лист» 1999

5.«Развивающие игры для детей от3 до 6лет». Тышкевич И. В.

Минск 2006.