Совместная деятельность взрослого с детьми, является основным в формировании экологической культуры у детей.

Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы, труда в природе, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.

НАШИ ОПЫТЫ В ПРИРОДЕ.

Что вырастает из семян?

Цветы, овощи, фрукты, ягоды.

Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян. Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет.

Лягушка: Какая она? Как передвигается, плавает.

Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Лягушки питаются мошками, комарами. Лягушек можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной, с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

Что такое пар и как можно его увидеть?

Испаряется при кипячении чайника, когда в комнате жарко, на улице при выходе – когда холодно.

Наблюдение за ростом корнеплодов.

Учить детей замечать изменения растущих корнеплодов, связывать их с факторами нашей среды, с наличием нужных для роста условий – тепла, воды, света.

Наблюдение за луком при разных внешних условиях.

Уточнить представление о том, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать условия.

Посадить луковицу – репку:

1 – в воду и поставить в теплое светлое место,

2 – на свету, в холоде, в воде,

3 – в тепле, в воде, в темноте,

4 — на свету , в тепле без воды.

Наблюдение и опыты за ветками в вазе.

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода, свет).

Нужна ли вода растениям? Животным? Птицам?

Показать значение воды в жизни живых существ и человека.

Подчеркнуть, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Лед — что это?

Лед — твердая вода. Как его получить в домашних условиях? Проследить за состоянием кубиков льда в теплом и холодном помещении. Что с ними происходит?

Есть ли у воды цвет, запах, вкус, форма?

Что получится, если в стакан положить сахарный песок, обычный песок, акварельную краску?

Связь между состоянием снега и температурой воздуха.

Состояние снега зависит от влажности, а влажность – от температуры воздуха. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

Выявление действия органов чувств животных – кошка.

Определить, хорошее ли обоняние у кошки, слышит ли кошка, какой корм любит животное.

Ходит капелька по кругу.

Дать детям первые элементарные занятия о круговороте воды в природе (лед, сосулька).

Выявление свойств и качества песка, глины, воды.

Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.

Подвести детей к выводу, что формируется только сырой песок.

Воздух, какой он?

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Можно ли услышать воздух?

Познакомить детей как « воздух поет и свистит».

Кому нужен ветер?

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе человека.

Откуда берется ветер?

Предложить детям при помощи опыта узнать тайну – рождение ветра.

Вентилятор. Для чего он?

Предложить детям сделать выводы: кому нужен ветер? (корабль, семена, веер).

Как летают семена?

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений . Семена – имеющие разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Летающие животные.

Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. (иллюстрации , картины).

Свойства песка: мокрого и сухого. Как песок двигается?

Предложить детям уточнить свойства песка, понять на примере опыта, откуда в пустыне появляются песчаные горки?