Экологический праздник « Путешествие по заповеднику».

Цель:

развивать познавательную активность детей;

формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;

продолжать знакомство с многообразием животного и растительного мира региона;

познакомить детей с Красной книгой, ее значением;

способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;

развивать речь детей;

развивать творческое воображение и коммуникативные качества;

Материал: кроссворд, видеозаписи о заповеднике, красная книга, атрибуты для игр, музыкальное сопровождение.

Ход:

Ведущий: Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Интересно, что в нем ?

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

Я – веселый старичок.

Старичок – лесовичок.

( мой адрес : Саяно – Шушенский биосферный заповедник)

Ну, что, ребята, принимаем приглашение старичка – лесовичка?

Все, что мы встретим в пути, о чем узнаем, мы будем записывать в кроссворд. Когда мы заполним все клеточки, то у нас получится интересное ключевое слово.

С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы,

Уши, чтобы послушать « голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути.

Давайте сядем на опушку леса и послушаем звуки леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса!

звучит музыка «»

- Какой воздух в лесу?

- Что вы слышали?

Правильно вы слышали музыку леса. И первое слово, которое появляется в нашем кроссворде это слово музыка. ( ребенок вписывает слово в клеточки)

Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.

Игра « Собери рюкзак»

( 2 команды- девочки и мальчики, из набора предметов выбирают то, что пригодится в походе. Дать краткое обоснование своего выбора)

Ну вот, теперь можно и отправляться в путь!

Звучит бодрая музыка, дети шагают к новым заданиям.

Вот мы и попали с вами в заповедник.

- Кто знает, что такое заповедник?

- Для чего создают заповедники?

Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты.

Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже — высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох.

Давайте расселим растения в свои квартиры.

Игра « Пирамида »

( из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить на модели леса)

Пирамида – это следующее слово, которое должно появиться в нашем кроссворде.

( ведущий вписывает слово)

Из –за елочки появляется Лесовичок.

- Здравствуйте, юные туристы! Я вижу, получили вы мое письмо, очень рад видеть вас в своем заповеднике. Я слышал, как вы разговаривали о растениях. А вы знаете, что может произойти с природой, если ее не беречь и не охранять? Хотите узнать?

Игра « Разрушенный дом»

Ход: Дети стоят в кругу, опоясанные веревкой. Все они – обитатели леса, которые жили

себе, не тужили, каждый по – своему, пока лесу люди не надумали построить дорогу.

Для этого они срубили деревья, и животные, которые жили в этой части леса, остались

без жилья.

В лесу стало теснее (лесовичок стягивает веревку).

Но люди не только проложили дорогу, но и решили построить поселок.

Вырубили лес на постройку домов. (лесовичок постепенно стягивает веревку)

Животным в лесу стало еще теснее, выбора у многих животных не осталось и они погибли.

Так могут погибнуть все животные, если человек без конца будет теснить их.

Вот для того, чтобы не случилось такой беды, и существуют заповедники-

острова жизни для растений и животных.

Как вы думаете, что такое лес? ( это дом, в котором живут растения и животные).

Лесовичок вписывает в кроссворд слово дом.

Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится?

( много мусора, разбитое стекло, банки, бумага, пакеты)

- Что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в лесу?

Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Михалкова « Прогулка».

А на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло,

Всюду битое стекло.

Здесь до нас уже сидели,

Жгли костры, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Лесовичок предлагает навести порядок на полянке.

Проблемная ситуация:

- Куда лучше всего вывезти мусор? Детям предлагается табло со стрелкой и варианты :

- на завод по переработке мусора;

- на свалку;

- на берег реки.

Нужно выбрать лучший ответ и передвинуть стрелку. Ответ обосновать.

Лесовичок : Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более, что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора.

Ведущая : Посмотрите-ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Скоро появятся первые цветы. Но многие из них уже стали редкостью в нашем лесу и поэтому люди их охраняют. ( Рассматривание иллюстраций первоцветов- кандыка сибирского, водосбора, венериного башмачка, и др.)

- Как вы думаете почему это происходит? ( ответы детей)

Лесовичок: Молодцы ребята! Ведь растения – это наша природа, бесценна красота, которую она нам дарит.

Если денег накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Ведущая : Как редко мы задумываемся над этим, уходя из леса, уносим с собой букеты цветов, оставляя после себя пустые полянки. Слово, которое мы вписываем в кроссворд – это слово цветы и запомним раз и навсегда, что любоваться цветами лучше в лесу.

А сейчас давайте приляжем и отдохнем.

Аутотренинг « Голоса леса»

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы на лугах

Надо мной гордо

Кружатся птицы.

Мне очень хорошо и приятно

Я очень рад, что встретился

С удивительным миром заповедника.

Я хочу жить в мире с природой.

Лесовичок: Ребята, сейчас я хочу показать вам настоящее чудо, которое живет в нашем заповеднике.

Возьмите в руки бинокли ( имитация) Видите высоко в горах обитает удивительное животное – снежный барс.

( рассматривание цветных иллюстраций о барсе)

Ребенок: Я – самый скрытный хищник, обитаю в самых глухих участках высокогорных Саян. Шуба у меня королевская – светло серая, с темными пятнами, она хорошо защищает меня от сибирских морозов. Даже летом я не спускаюсь с гор, живу всегда в снегах, поэтому меня и называют – снежный барс. Я быстрый, ловкий, ведь совсем не шуточное дело поймать горного барана, косулю или кабана. Я никогда не нападаю на человека. Охота на меня запрещена, потому, что я – очень редкое животное и занесен в Красную книгу.

Лесовичок помогает вписать в кроссворд слова снежный барс.

А еще высоко в горах берет начало наш Енисей. Сначала он быстрым ручейком мчится по горным склонам, собирая в себя маленькие ручейки, а спустившись с гор, превращается в могучую и величавую реку.

Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

Игра « Ручейки и озера».

Дети бегут, изменяя направление, друг за другом – это «ручейки». На слово «озера» — берутся за руки, образуя круг « озеро».

После игры ребенок вписывает в кроссворд слово вода.

Лесовичок: — Ребята, я вижу, как по лесной дорожке к нам приближается лучший защитник заповедной природы – лесник. По-моему, он что-то несет в руках.

Лесник: Здравствуйте дети. Вы знаете кто я? Правильно, я – очень важный для леса человек. Я знаю всех обитателей леса, стараюсь помочь им в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. Берегу лес от пожара, очищаю от старых деревьев, высаживаю новые. А еще борюсь с браконьерами.

Давайте я запишу в ваш кроссворд новое слово — лесник.

Путешествуя по моему заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. ( показывает детям, вместе рассматривают иллюстрации книги)

- Почему они стали редкими?

- Для чего создана Красная книга, и почему у нее красный цвет?

Вписываем в кроссворд слово- книга.

Лесник: — Кто знает, как вести себя в лесу?

Игра «Можно – нельзя»

Дети берут любой из знаков и обосновывают свой ответ.

Записывают слово - знаки.

Лесовичок: Друзья, посмотрите, у нас получилось слово – ЗАПОВЕДНИК.

Пройдя большой путь, мы узнали как можно вести себя в лесу, как охранять природу.

Дети читают стихотворение ( монтаж).

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Нор звериных,

Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда!

Лесовичок и лесник прощаются с ребятами и на прощанье дарят значки « Юный турист».