Экологическое образование и воспитание в ДОУ

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ребенок, получивший предусмотренную государственным стандартом сумму знаний, и желающий поступать правильно, не всегда способен выбрать самые рациональные способы взаимодействия с природой, если не обладает достаточным уровнем экологического воспитания.

Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания: умственного, нравственного, патриотического, эстетического, трудового, физического. Получив необходимую сумму знаний в процессе обучения, дети не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

На этих противоречиях и была построена работа по экологическому образованию в МДОУ «ЦРР-детский сад №2» п.Вейделевка Белгородской области.

Целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Работа по экологическому образованию предусматривает следующие виды деятельности: наблюдение, благодаря которому дети наблюдают за животными, растениями, сезонными явлениями природы. Это помогает понять закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояния от сезонно-меняющихся факторов внешней среды. пример

Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий.

Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому большую часть работы, при которой у детей имеется возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания, проводиv на прогулках, в ближайшем природном окружении. Территория ДОУ достаточно большая и на ней имеются природное разнообразие: рябиновая аллея, березовая аллея, много культурных посадок (фруктовый сад, огород, миксбордеры, клумбы), экзотические растения (туя, пирамидальный тополь), лекарственные растения (подорожник, шиповник, цикорий, мать-и-мачеха), редкие виды растений — голубая ель; растения, занесенные в Красную книгу – ландыш, пион тонколистный.

Природное разнообразие объектов способствовало созданию серии игр на познание и классификацию живых объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих («Найди по описанию», «Что где растет?», «Скорая помощь», «Юные исследователи», «Насекомые – птицы», «Чей листок», «Какое дерево выше» и др. Перед нами встал вопрос: как подвести детей к пониманию того, что растения и животные – живые организмы? Доступны ли дошкольнику такие знания? Чтобы ответить на эти вопросы, уточнили с детьми признаки живых организмов: живое дышит, питается, растет и развивается, размножается, двигается.

Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различие. Именно они будут вести к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я).

Наблюдая за поведением детей в природе, было замечено, что с одной стороны, они радовались новому распускающемуся бутону, с интересом рассматривали насекомых, но, с другой стороны, очень многим хотелось завладеть «живым» объектом (рвали цветы, сажали насекомых в коробочку).

Большое значение при обучении играм придавали активности самого ребенка, его инициативе и самостоятельности.

В весенне- летний период года территория ДОУ становится настоящим цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Цветы позволили нам знакомиться с разнообразием красок, форм, запахов, вызывали радость и умиротворение, желание заботиться и ухаживать за ними. На клумбах вдоль дорожек выращиваем многолетние и однолетние растения, систематические наблюдения позволили прослеживать развитие растений от посадки до созревания и сбора семян (игры: «С какой ветки детки?», «Назови цветок», «Плоды и семена»). Растения подбирали простые по уходу: бархатцы, ноготки, настурция. Наблюдая, ухаживая за «цветущим оазисом», приучали не топтать, не рвать цветы.

На газоне дети знакомятся и наблюдают за ростом травянистых, цветущих растений – мышиный горошек, клевер луговой, одуванчик, тысячелистник, цикорий обыкновенный, яснотка белая. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков (сравнение – сходство и различие их стеблей и листьев). На поляне лекарственных трав дети знакомятся с лечебными травами (ромашка, мята, подорожник, белоголовник, золотой корень, мелисса и др.).

Растительное многообразие привлекало большое количество насекомых и птиц. Особенно привлекал наших детей мир насекомых. С радостью дошкольники наблюдали за муравьями, бабочками, пчелами, жуками, дождевыми червями. Детей привлекали их необычное строение, окраска, передвижение. Регулярно посещали с детьми места скопления насекомых возле старых деревьев. Рассматривание таких живых объектов вызывало у детей яркие эмоциональные впечатления, интерес. После наблюдений делали с детьми зарисовки понравившихся насекомых, составляли модели их внешнего строения, организовывали игры: «Экологическая пирамида», «Составь цепочку», «Отгадай и назови».

Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего, первично-ознакомительного и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются различные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязи в ней, закономерных процессов.

Ключевое значение имеет практическая деятельность. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке позволяет приобрести детям умение, правильные способы практического взаимодействия с природой.

Опыт показывает, что уже к старшему дошкольному возрасту, дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Воспитатели в непосредственно образовательной деятельности, на различных мероприятиях знакомят дошкольников с разнообразием растений и животных, которые их окружают, выявляют их связь со средой обитания, приспособленность к ней. Провели такие занятия как «Лес наш друг», «Птицы нашего края», «Наши меньшие братья» и другие.

На основе собственного опыта и экспериментальной работы ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага- источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Работая на детских огородах, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, первых листочков, цветение, плодоношение). В процессе труда устанавливают закономерности существующие в жизни природы: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т. е. они узнают о роли человека в управлении природой. Кроме того, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, (лопатой, граблями, тяпкой, лейкой) усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений и уходу за животными, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях.

Это достигается в первую очередь за счет организации труда в природе, который связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда.

На территории детского сада выделен большой участок под огород – грядки для всех групп, оформленные в форме солнышка с лучами, где есть возможность посадить кабачки, горох, лук и другие неприхотливые культуры. Дети сами сажают и окучивают, и «плоды трудов своих» по осени собирают. Есть и «экспериментальная площадка». Дети наблюдают, как приживается рассада, как растут овощи в теплице детского сада и как в открытом грунте. Взрослые рады, что дети с раннего детства приобщаются к труду, учатся любви к нашей «кормилице — земле». Поскольку мы не являемся горожанами, и нам хорошо знаком сельскохозяйственный труд, мы стараемся прививать бережное отношение и уважение к людям труда. Что все дается нелегко, много сил и труда вкладывается в выращивание овощей технических культур.

Но самая интересная – работа в теплицах. На территории нашего детского сада теплица занимает 26 кв. м. С октября (петрушка, укроп, зеленый лук) поступают прямо на детский стол. Снимают знатный урожай – зеленый лук, пряно-вкусовые овощи: петрушка, укроп, шпинат. Дети также с помощью взрослых выращивают в теплице рассаду цветочных культур.

В настоящее время, на территории детского сада есть мини-ферма «Рябушка».

Ухаживая за курами на мини-ферме «Рябушка», дети узнают, каким кормом и в каком количестве нужно их кормить, чем поить, как чистить кормушки, и, самое главное как курочки отблагодарят их за их заботу. С какой гордостью возвращаются дежурные, держа в руках корзинку, полную яиц.

Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать взаимосвязи, использовать различные модели и схемы, развиваются различные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.

Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Труд организуем так, чтобы он приносил ощутимые результаты, доставлял детям радость и удовольствие. Но важнее всего то, что у детей возникает стремление трудиться на общую пользу. Собранный осенью урожай становится достоянием выставки «С урожаем круглый год», а потом отправляется на пищеблок.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понять красоту природы, запечатленную в произведениях искусств (музыке, поэзии, живописи, предметах прикладного искусства), и создавать её своими руками через разные формы трудовой и изобразительной деятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М., Просвещение, 1973, с.20

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990, с.20

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

Корганова И.В. Отношение современных дошкольников к природе//Дни науки в МГПУ 1998. Научная деятельность педагогического факультета/ Редактор-составитель Т.А.Куликова. — М.: МГПУ, 1999. — С,51 — 56.

Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор — С.А. Козлова. — М,: МГПУ, 2001. — С. 101-108

Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. 12.

Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.,с.49

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз» 2001.