«Экологизация различных видов деятельности ребёнка и использование в практике педагогов интегрированного подхода»

(подготовила Карагодина Н.Б. воспитатель I категории )

Природа – это единственная

книга, каждая страница

которой полна глубокого

содержания.

И.В. Гёте.

Природа – наш общий Дом, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе, о своём Доме для того, чтобы его жизнь в нём была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно нет! Без этих знаний ничего не изменится. Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Я же хотела бы остановиться на проблеме экологизации различных видов деятельности ребёнка и использовании в практике педагогов интегрированного подхода. Как известно, ребёнок познаёт окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды деятельности, что отражается, соответственно и в методических подходах. Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию:

— принцип научности

— принцип позитивизма

— принцип проблемности

— принцип системности

— принцип наглядности

— принцип гуманистичности

-принцип последовательности

— принцип безопасности

— принцип интеграции

— принцип деятельности.

Построение системы занятий с детьми при использовании вышеперечисленных принципов и использование различных видов деятельности ребенка (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интеллектуальные игры, труд в природе, поисковая деятельность, художественно- творческая деятельность). Принесло положительные результаты в экологическом образовании нашего ДОУ. Ян Амос Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение актуально и в наши дни.

Приложение.

Конспект интегрированного занятия

«Мы – исследователи»

Цель: дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; продолжать знакомить детей с органами дыхания; помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека; расширять и активизировать словарь; развивать наблюдательность, мышление; формировать осознанное отношение к своему здоровью; воспитывать любознательность.

Оборудование: на каждого ребенка визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стаканы с водой, резиновая груша, полиэтиленовый, пакет, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; фломастеры – на каждого ребенка; ёмкость стеклянная с водой, воронка, стакан, кусочек резины, резиновая игрушка, весы, панно «Берегите воздух» (улицы города с домами, без деревьев)

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель загадывает загадку: Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ, Невесомою косынкой Он окутывает нас

Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней лёг на стёкла Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем - Он ведь нам необходим!

Воспитатель: — Вы, конечно, догадались, что речь идет о ……. Воздух везде: вокруг нас и под землёй, и на земле и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может заполнять любое пространство. Предлагаю, вам, стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы ,знаете кто такие ученые –исследователи ? (ответ детей)Ребята, нам предстоит трудная задача: узнать что такое Воздух, как его можно обнаружить, какими свойствам он обладает. ( воспитатель прикрепляет детям на грудь визитки). Вы готовы, ребята? Пройдёмте в лабораторию, уважаемые коллеги и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем. Воспитатель: - Возьмём в руки камушек, сожмём его в руке. Какой на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий) Камень – это твёрдое тело. Какие твёрдые тела, вы, можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Делаем вывод: воздух – не твердое тело.

Опыт с водой. Воспитатель: - Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая вода? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Течет ,бежит ,струится ,журчит) Что же такое вода ? (Вода – это жидкость) Назовите другие жидкости. (Сок , кефир, молоко, кисель) .

Опыт с воздухом. Воспитатель:- Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит ,он – нетвердое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость. Можно сделать вывод: воздух – не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие. Продолжим исследование.

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить? Опыт 1. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет стал выпуклым. Почему? Делаем вывод :он наполнился воздухом, но мы его не видим. Опыт 2. Помашем ладонью около лица. Подуем на ладонь. Что мы Чувствуем? (ветерок, воздух движется). Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Физкультминутка. ( Дети имитируют движения.) Ветер тихо клён качает Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон , два – наклон Зашумел листвою клён.

Воздух есть везде. Опыт 1. Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что, вы, услышали? (свист, воздух с шумом выходит из груши) Опыт 2. Закроем пальцем отверстие груши резиновой и попытаемся сжать её. Она не сжимается. Что же этому мешает? (ответы детей) Делаем вывод: воздух в груше мешает ее сжать. Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (ответы детей). А теперь, «ученые – исследователи», предлагаю, вам выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Занимает ли воздух место?

Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что, вы, наблюдаете? (ответы детей) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей). Опыт 2. Закроем трубочку воронки пальцем и опустим её в воду. Что произошло и почему? (ответы детей) Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? Делаем вывод: воздух занимает место.

Имеет ли воздух вес? Опыт 1. Возьмем два воздушных шарика, кладем их на весы. Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны) Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: воздух имеет вес. Если развязать нитку на надутом шаре, что произойдет?(из шарика выйдет воздух).

Упражнение на дыхание «Шар лопнул». Опыт 2. Возьмём кусочек резины и бросим в воду, он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку, она не тонет. Почему? Ведь игрушка больше и тяжелее резины? (предположение детей). Что у неё внутри? Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Мы провели исследования. Что узнали о свойствах воздуха? А для чего нам необходим воздух? Воспитатель: - Уважаемые «ученые- исследователи», предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом. Опыт 1. Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете ? (ответы детей). Да , и это доказывает, что мы выдыхаем воздух. Опыт 2. Подышим на зеркало. Что случилось? Почему? (Предположения детей) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды. Прошу, вас, подойти к столам, нарисовать, а потом рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм. (Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела, рассказывают о системе дыхания) Воспитатель: - Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с лёгкими при дыхании? (ответы детей) Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Воспитатель : - Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Давайте посадим деревья. (Дети оформляют панно «Берегите воздух»,прикрепляя силуэты деревьев). Дети поют песню В.Уланова, сл.И.Мазина «Давайте дружить»

Список использованной литературы.

1.С.Н. Николаева «Юный эколог» М.2002г.

2.Л.П.Молодова «Нравственно-экологическое воспитание старших

дошкольников.» М.2001г.

3.Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.2001г.

4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Ст.П. 2001г.

5.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» В.2002г.

6.Н.А. Рыжова «Наш дом- природа: Что у нас под ногами» М.2005г.

7.Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» М.2002г.

8.Г.П.Тугушева,А.Е.Чистякова «Эксперементальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста» С.-П.2007

9.Ю.А.Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» В.2008г.

10.З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» М.2008г.