Экскурсия на Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Задачи: Закрепить знания детей об истории создания народного промысла. Познакомить с особенностями работы Жостовской фабрики. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся из поколения к поколению. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых, ценностное отношение к предметам рукотворного мира.

Словарная работа: промысел, интерьер, декоративная роспись, коваль, живописец, технология, экскурсовод.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, чем знаменита наша деревня? (Жители Жостова славятся на весь мир редким мастерством – они расписывают подносы.)

Вы слушали рассказ об истории создания этого народного промысла, о мастерах, создающих жостовские узоры. Назовите мастера, чьё имя связано с началом производства подносов?(Осип Вишняков)

Воспитатель: Фамилии каких ещё жостовских мастеров вы знаете?(Митрофановы, Беляевы, Гогины, Леонтьевы, Клёдовы, Савельевы.)

Воспитатель: Жостовский промысел очень старый. Ему уже более185 лет.

-А из чего изготовлялись первые подносы? (Из папье-маше)

-А из чего их делают сейчас? ( Из металла.)

Воспитатель: Сегодня мы свами пойдём на Жостовскую фабрику декоративной росписи. Вы сами увидите, как появляется на свет жостовский поднос. Но прежде чем пойти на фабрику вспомните, как нужно вести себя на экскурсии? (Не шуметь, не бегать, громко не разговаривать, внимательно слушать экскурсовода.)

-Кто такой экскурсовод? (Это человек, который проводит экскурсию.)

Рассказ экскурсовода: Современная фабрика разделена на несколько цехов. По традиции каждый жостовский поднос проходит через руки трёх человек: коваля, шпатлёвщика и живописца. Коваль штампует форму подноса.

-Какой формы могут быть подносы?( Круглой, прямоугольной, овальной, треугольной и др.)

Шпатлёвщик – шпатлюет, то есть наносит грунт на поверхность подноса. Поднос сушат в больших жарочных шкафах.

А уже потом поднос попадает в живописный цех в руки мастеров-художников, где начинается творческий процесс. У каждого художника своя живопись.

Дети вместе с воспитателем после рассказа экскурсовода смотрят фильм о создании подносов.

Далее дети наблюдают за росписью подносов. Воспитатель обращает внимание детей на организацию рабочего места художника. На столе краски, которые содержатся в тюбиках, баночки с маслом и скипидаром.

Экскурсовод поясняет, что масло нужно, чтобы размешивать краски, а скипидаром моют кисточки.

Экскурсовод обращает внимание детей на то, что художник в руках постоянно вращает поднос. Так ему удобнее его расписывать по кругу.

- Художник работает быстро и, на первый взгляд очень легко. Из рук мастера прямо на глазах рождается чудо, красота. На самом деле технология жостовской росписи считается одной из самых сложных. Жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой очерёдности накладывается на другой. В центре подноса всегда располагается букет, гирлянда из разных, ярких цветов. Деревня Жостово стала символом народного искусства росписи подносов. Этот промысел хорошо известен не только в нашей стране, но и во всём мире.

Далее экскурсовод провожает детей вместе с воспитателем в музей, где выставлены лучшие подносы старых и современных мастеров.

Экскурсовод: На Жостовской фабрике декоративной росписи работают целые династии художников (родители, дети, внуки.)

В заключении экскурсии детей ожидает мастер- класс по росписи мини подноса. Детям предоставляется возможность почувствовать себя художниками.

Воспитатель и дети благодарят экскурсовода за интересную экскурсию и прощаются.