Есть такое царство – кукольное. №2 Столица его – подмосковный Сергиев Посад: именно здесь начиналась история создания российской куклы и других игрушек. №3 Художественно-педагогический музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. №4 Музей основан художником, педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. Игрушечный промысел существует в Сергиевом Посаде почти 300 лет. Делают там игрушки и сегодня. А начиналось изготовление игрушек в Сергиевом Посаде так.

Существует такая легенда. Сергий Радонежский жил в монашеском уединении и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых с собой приводили богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь – Троице-Сергиева Лавра. И повелась у монахов традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушки. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «Троицкими».Это сегодня сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов. А первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали древесину. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые – клеевыми, а те что подороже – акварельными, масляными и эмалевыми.

Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. №5 Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. №6 Богородцы, к примеру, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми №7, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Отлично умели сергиевские художники расписывать игрушку, сделать ее веселой, яркой, привлекательной для покупателя.

№8 Одной из популярных игрушек, к примеру, был такой «конструктор» — разборный макет Троице-Сергиевой Лавры. В деревянный ящик были уложены макеты всех монастырских построек: соборов, колоколен, башен. К ним прилагался план, по которому можно было выстроить весь монастырский комплекс.





№9 Коллекция русской народной игрушки представлена в экспозиции особенно полно. Это и архаичные куклы-пеленашки без лица №10, 11 (потому что в куклу с лицом может вселиться злой дух), №12, 13 и деревянные лошадки, №14, 15 и нарядные дымковские и филимоновские глиняные фигурки, и конечно, №16 русская матрешка — символ города. №17 В музее хранится одна из первых российских матрешек, которой уже больше100 лет. Она держит в руке черную курицу, а рядом – ее собратья.





Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний.

№18 Интересна резная деревянная игрушка мастеров села Богородское, расположенного недалеко от Сергиева Посада. Эти игрушки выполняются приемами так называемой маховой резьбы — без предварительных эскизов и рисунков — и по традиции не расписываются, что позволяет сохранять красоту натурального дерева и сделать акцент на форме. №19 При помощи простейших приспособлений — балласта, кнопок, планок — игрушка приводится в движение, оживает на радость детям и взрослым.  №20 Есть игрушки, показывающие жизнь русского человека в деревне.

№21 Взрослых посетителей музея не оставит равнодушной встреча с любимыми, добрыми друзьями детства — игрушками советского периода: это куклы, №22 различные транспортные средства, №23 фигурки красноармейцев. Игрушки эти изготовлены из дешевого сырья — из отходов бумаги, фанеры, кусочков жести, байки, ваты — и несут на себе печать тех огромных трудностей, которые переживала тогда наша страна. Игрушке в то время придавалось большое воспитательное значение.

№24 Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой, представленной на выставке игрушек детей последнего российского императора Николая II. Любимые игрушки наследника цесаревича Алексея — модели паровозов, №25 пароходов, №26 солдатики. №27, 28 Девочки играли привезенными из Германии и Франции дорогими куклами, №29 меняя наряды, сшитые по последней парижской моде. Кукольные комнаты были обставлены самой настоящей, только миниатюрной, мебелью. №30 Это кукольная посуда с готовыми блюдами.





Большое внимание в царской семье уделялось воспитанию физической культуры и спорту. Так, в сундуке, привезенном из Франции, компактно уложены 8 игр: шашки, домино, лото, прыгалки, пинг-понг, бадминтон… Игрушки отечественного производства тоже были популярны у царских детей. Среди них — своеобразный конструктор — макет кремля Ростова Великого, выполненный с особой тщательностью. Ворота и окна соборов открываются, и за ними видны фрески тринадцатого века, с большой точностью скопированные акварельными красками. №31 Вы видите макет крепости с открывающимися воротами.

В музее хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Среди них археологические находки, игрушки разных стран и народов, детская мебель, посуда, детские портреты XVII-XX вв. №32, 33, 34 вот игрушки из Германии.

Широко представлены в экспозиции игрушки, иллюстрирующие детскую культуру Востока. №35, 36 китайские игрушки. №37, 38, 39 японские игрушки. Очень интересно сравнивать игрушки, сделанные в разных странах. Сравните русскую матрешку №40 с японской и №41- индийской. Дети всего Мира играют в такие одинаковые, но в тоже время в такие разные игрушки.