Конспект экскурсии

Тема: «Осень, осень, ты прекрасна…»

Задачи: учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), показать различия окраски коры деревьев (берёза, осина, клён). Расширить представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц. Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость , любовь к природе родного края. Расширять и пополнять словарный запас детей.

Предварительная работа: наблюдение за окраской листьев деревьев из окна группы; рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображениями осеннего леса, листопада; наблюдение за работой дворника по уборке листьев; наблюдение за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края; чтение стихов об осени: «Зайчик» (А.Блок), «Осень» (А.Майков), «Лес осенью» (А.Твардовский), «Падают, падают листья» (М.Ивенсен).





Ход экскурсии:

Перед выходом на экскурсию поговорить о том, какая сегодня погода.

Педагог: Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, а мы пойдём в парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.

Придя на место экскурсии, воспитатель обращает внимание детей на красоту разноцветной листвы, отмечает яркость её расцветки и разнообразие красок.

Читает отрывок из стихотворения Е.Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое,

Парк, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Какого цвета листья на берёзе? (Жёлтого, золотого.) Посмотрите, как они красиво блестят на солнце! А какого цвета листья были летом? (Зелёного) Наступила осень и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки. Давайте мы с вами превратимся в листочки и покружимся как листики и опустимся на землю (дети медленно кружатся и приседают). А сейчас мы пойдём к другому дереву. Листья у него крупные и узорные. На что они похожи? (На ладошки, на салфеточки, на звёздочки). Кто знает, как называется это дерево? (Клён) А какого цвета кленовые листья? (Зелёные, жёлтые, красные) А вы знаете, почему они становятся такими? Осенью смолнце греетслабо, становится всё холоднее и листья постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.

Проводится подвижная игра «Раз-два-три, к названному дереву беги!»

Воспитатель подходит к осине и просит подойти детей.

А теперь подойдите тихонечко ко мне и послушайте. Что вы слышите? (Ветер шумит, листья шуршат, шумит листва.) Это шелестят листья осины на ветру. А почему они так дрожат? (Им холодно на ветру, жалко, что кончилось лето, боятся упасть вниз…) А вы заметили, что в парке стало тихо? (Птиц не слышно) Почему птицы не поют? И где они сейчас? (Птицы грустят, что лето кончилось, стало холодно, они улетают в тёплые страны.) Осенью воздух становится холоднее, не слышно птичьих голосов, умолкли их песни. Многие птицы улетают в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за холодные дождевые тучи, дует холодный ветер и исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернутся и будут радовать нас своим щебетом.





Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, голубой,

Как красив ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой





Облетел весь лист цветной!

(И.Михайлова)

Воспитатель предлагает детям побегать по опавшим листьям, собрать букет осенних листьев. Проводит игру «Такой листок беги ко мне!»

А теперь мы должны попрощаться с осенним парком и возвращаться в детский сад! Дети прощаются с парком, дарят ему добрые пожелания.

После экскурсии дети рисуют на тему осеннего парка, печатают листьями, выполняют аппликацию «Узор из осенних листьев». Проводится игра «С какого дерева листок», оформит группу букетом из осенних листьев.