Экспериментирование как способ познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

1.Актуальность темы. В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно показывать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности и начальным формам абстракции, обобщение, умозаключения. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность и самостоятельность. Такое обучение можно осуществить путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирование. За основу детской деятельности можно взять китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму!» Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Эти слова можно взять девизом к экспериментальной деятельности дошкольников.

2.Что такое экспериментирование? Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ном направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко — обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

3.Цели и задачи экспериментирования.

* Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

* Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

* Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

* Учить составлять пиктограммы; пользоваться условными обозначениями.

4.Виды экспериментирования (или темы).

1. Экспериментирование с водой:

* вода прозрачная

* у воды нет вкуса

* у воды нет запаха

* лед – твердая вода

* пар – это тоже вода

* вода – жидкая, может течь

* растворение в воде различных веществ

* вода не имеет формы

* лед легче воды

* вода смягчает и очищает предметы и т.д.

2. Воздух.

* пузырьки воздуха

* ветер – это движение воздуха

* воздух – невидимка

* воздух при нагревании расширяется

* воздух занимает место и т.д.

3. Что у нас под ногами.

* сыпучий песок

* песок может двигаться

* свойства мокрого песка

* песочные часы

* свойства песка и глины и т.д.

4. Солнце.

* солнечные зайчики

* испарение воды на солнце и в тени

* солнце способно разогревать предметы и даже зажигать их и т.д.

5. Металлы.

* свойства магнитов

* металлы тяжелее воды

* звучащая монета и т.д.

6. План экспериментальной деятельности на год. (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Содержание экспериментальной деятельности.

1.сентябрь

«Песок»

Знакомство со свойствами песка сравнение песка с речными камнями .

Беседа: «Кому нужен песок для жизни?»

2.октябрь

«Камни»

Рассматривание камней, сравнение их по форме, цвету, размеру, весу, гладкости.

3.ноябрь

«Глина»

Знакомство со свойствами глины, сравнение ее с песком.

Беседа: «Как люди используют глину».

4.декабрь

«Снег»

Опыты и наблюдения со снегом, его свойствами. Лепка снежных фигур на прогулке.

Беседа: «Для чего нужен снег?»

5.январь

«Вода»

Опыты и наблюдения с водой, изготовление цветных льдинок.

Беседа: «Для чего нужна вода?»





6.февраль

«Воздух»

Опыт и эксперименты с воздухом и его свойствами.

Беседа: «Для чего нужен воздух?»

7.март

«Почва»

Посадка растений.

Состав почвы. Значение почвы для человека.

8.апрель

«Магнит»





Опыты с магнитами.

Значение магнитов в жизни человека.

9.май

«Дерево и металл»

Сравнение деревянных и металлических изделий.

Значение их в жизни человека.

7. Меры безопасности при проведении опытов.

Надо помнить: все проводимые эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными; недопустимы действия могущие повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребенка; педагог не имеет право заставлять ребенка проводить действие, которые ему неприятны независимо от причин, вызвавших это неприятие. Эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Если ребенку неинтересно, прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-тонеправильно.

Литература по экспериментированию.

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

«Воспитатель ДОУ». №12,2010 г.

«Воспитатель ДОУ». №7, 2010 г.

А. И. Иванова «естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

Журнал «Дошкольного воспитания». №8, 2006 г.