Утверждаю Согласовано

Директор школы _________________ Зам. Директора по УР_________

(Аверина Л.Н.) (Стукалова Г.В.)

«____» ________ 2011 г. «____» ____________2011г.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ»

УЧИТЕЛЬ: МОДИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

КЛАСС:8

Меленки 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый элективный курс разработан на основе авторской программы учителей технологии Е.В. Лысак, Е.А. Зиминой МОУ СОШ №7 г. Анадырь, рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

На уроках технологии учитель имеет возможность формировать у учащихся эстетическое и творческое отношение к труду, выполняя индивидуальные, качественные задания. В процессе разработки эскизов ученики проявляют выдумку, смекалку, учатся видеть и ценить прекрасное. Общение с природой способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию их эстетического вкуса, умению видеть красоту.

Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать её красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины.

Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.

Время летних каникул – самая подходящая пора для заготовки природного материала. В лесу, парке, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, замечать красоту природы, подмечать особенности разных материалов. Необходимо проводить экскурсии на природу с целью развития наблюдательности, любознательности, знакомства с природой родного края и внимательного к ней отношения. Посещение музеев, где учащиеся прикасаются к истокам народного творчества, где они могут видеть творения древних мастеров, также является мотивацией для повышения своего уровня, для развития своих способностей, повышения знаний.

Необходимо учить детей видеть и творить красоту.

ЦЕЛИ КУРСА:

Формирование творческого подхода учащихся к выполнению проектов из природного материала;

Развитие общетрудовых и специальных умений и навыков работы с природным материалом;

Воспитание разносторонних качеств личности: трудолюбия, коллективизма, ответственности, уважения к традициям своего народа.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЯ РЯДА ЗАДАЧ:

Раскрыть учащимся удивительный мир красоты природы и гармонии народного искусства;

Знакомство с многообразием природного материала, используемого для создания произведений декоративно – прикладного творчества, его особенностями и возможностями;

Формирование основ экологической культуры;



Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи при создании изделий;

Воспитание трудолюбия, коллективизма, ответственности, любви к окружающим и природе, культуре поведения;

Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.

Предлагаемая программа включает основные виды художественной соломки. За это время ученики должны овладеть технологией обработки соломки, практическими навыками в выполнениии творческих проектов их этого материала.

При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

В содержание обучения входит ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, технологией различных видов художественной обработки соломки. В процессе самостоятельной учебно – творческой работы ученик работает над созданием законченной композиции. Самостоятельно подбирает цветовую гамму соломки, фон, на котором выполняется аппликация.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Правила пользования инструментами;

Способы заготовки соломки;

Правила создания композиции;

Технологию подготовки соломки к составлению композиции;

Этапы выполнения творческого проекта;

Правила безопасной работы с электронагревательными приборами;

Основные свойства соломки разных злаков;

Основные способы тонирования соломки;

Особенности объёмной аппликации;

О центрах народных художественных ремёсел.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Выполнить разделку соломки и подготовить полотно;

Подготовить эскиз;

Подготовить детали к работе;

Составить композицию;

Выполнить и оформить работу и защитить проект;

Проводить термическую обработку соломки;

Окрашивать соломку в нужный цвет;

Выполнять объёмную аппликацию;

Оформить, представить и защитить свою работу.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.



6

2

4

2

Основы композиции, разработка эскизов.

4

2

2

3

Декоративное панно в технику аппликации.

6

1

5

4

Подготовка полотна из соломки. Тонирование полотна

4



2

2

5

Разработка эскиза проекта картины из соломки.

4

1

3

6

Объёмная аппликация.

2

1

1

7

Подготовка основы для картины. Выполнение деталей для проекта.

4

1

3

8

Оформление и защита готовых изделий.

4

2

2

ВСЕГО:

34

12

22

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

Солома, как традиционный материал для изготовления изделий. Способы заготовки соломки. Инструменты и приспособления для обработки соломки. Правила техники безопасности при работе. Правила обработки соломки. Практические работы: Разделка соломки. Подготовка полотна.

2. Основы композиции, разработка эскизов.

Правила составления композиции. Обоснование и выбор проекта. Подготовка эскиза. Практическая работа: Создание эскиза по правилам построения композиции.

3.Декоративное панно в технике аппликации.

Практические работы: Подготовка рабочей плоскости. Подготовка деталей к работе. Работа над композицией.

4.Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности при работе с природным материалом, с электронагревательными приборами. Свойства соломки разных злаков. Способы окрашивания соломки.

Практическая работа: Подготовка полотна из соломки. Тонирование полотна.

5.Основы композиции, разработка эскизов.

Стилизованный пейзаж. Правила построения композиции пейзажа.

Практическая работа: Разработка эскиза проекта картины из соломки.

6.Декоративное панно в технике аппликации.

Центры народных художественных ремёсел. Разные по жанру и технике исполнения изделия из соломки (декоративная скульптура, плетёные изделия, декоративные панно, изделия, инкрустированные соломкой, макеты архитектурных сооружений). Особенности объёмной аппликации.

Практические работы: Подготовка основы для картины. Выполнения деталей для проекта. Подготовка деталей для объёмной аппликации. Работа по созданию композиции.

7.Оформление и защита готовых изделий.

Окончательная обработка панно из соломки. Подготовка к защите проекта. Практическая работа: Изготовление рамки.

Защита проекта. Новые проекты – перспективные планы.

Материалы и инструменты – Ножницы, утюг, гладильная доска.

4.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: Просвещение, 2005

2.журнал Народные художественные промыслы России. – М.: Просвещение, 1984

3. Семашко Е. Н. Домашние ремёсла. – М.: Просвещение, 1993

4.Симоненко В.Д. Технология 5 – 8 классы. – М.: Вентана – Граф, 2007 -2011

5. Степанова Н. И. Поделки из природных материалов, Кишинёв, 1988

6.журнал Школа и производство

7. Энциклопедия домашнего хозяйства.