Тема: Элементарное музицирование с дошкольниками

Музыкальный Руководитель МДОУ № 105 Ионушкина М.М.

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек, весьма пестр и разнообразен. В работе используются различные их группы:

— ударные без определенной высоты звука ( барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

— ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом ( металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли)

Кроме этого, целыми наборами представлены народные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы, колотушки и т.п.

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Дети начинают чище интонировать и выразительнее петь.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

На музыкальных занятиях мы к каждому празднику готовим с детьми оркестровые номера. Дети с большим желанием и очень увлеченно играют на музыкальных инструментах. Дети нашего сада занимаются в основном в логопедических группах, поэтому для них очень полезно заниматься развитием памяти, вниманием и совершенствовать мелкую моторику.

К Новогоднему празднику мы будем исполнять такие пьесы как « Итальянская полька» Рахманинова, «Вальс-шутка» Шостаковича, «Добрый жук» Спадавеккиа и «Танец Петрушки».Основным фоном этих произведений будут являться аудиозаписи классических произведений, а наши дети будут ритмически четко обыгрывать эти произведения своей незатейливой игрой.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкально-творческих способностей и творческого мышления при использовании элементарного музицирования оптимальна. Исходя из этого можно сделать вывод о переспективности использования выше перечисленного развития музыкально- творческих способностей, творческого мышления и личности старших дошкольников в целом.

Список используемой литературы:

1)Журнал «Музыкальная палитра № 7 2007г»

2) Журнал «Музыкальный работник №5 2002 г.»