Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

Консультация

«Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста».

Автор: Г.В.Борщева,

педагог-психолог

2013

В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства, которые во многом определяют его поведение, придавая ему окраску и выразительность. Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста характеризуется рядом возрастных особенностей, таких как:

кратковременность эмоциональных реакций;

непосредственность выражения эмоций;

неустойчивость эмоциональных состояний;

интенсивность эмоциональных состояний;

Ребенок раннего возраста проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно перестать реветь», как от него иногда просят взрослые. Если эмоции слишком захватили ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Ребенка в этом возрасте очень легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое. Пользуйтесь этим.

Ребенок очень восприимчив к проявлениям эмоций других детей. Он легко заражается ими или присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. И в то же время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток. Делается это не со зла, а потому что он не может себе представить, что причиняет кому-то страдания. Однако, если не отучить ребенка от подобных развлечений, они с годами могут превратиться в подлинную жестокость.

Причины негативных эмоций в раннем возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием. Упал, ушибся — плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь, царапает шерстяной свитер — хнычет, хохочет, ноет. Как только причина дискомфорта устраняется, ребенок успокаивается. Многие дети реагируют плохим настроением на смену погоды, перепады давления, магнитные бури, ново и полнолуние.

В этом возрасте впервые появляются первые страхи — темноты, чудовищ, собак и т. д. В целом же ребенок этого возраста склонен иметь хорошее настроение.

Для поддержания в этом возрасте ровного положительного фона важно соблюдение режима дня, т. к. именно нарушение режима дня часто становится причиной капризов ребенка. Ребенок вечером не хочет ложиться спать. Он вымаливает у родителей возможность поиграть еще, или в выходной день ребенок отказывается от дневного сна. В первом случае ребенок будет капризничать утром, т. к. не выспавшись вставать очень трудно, а во втором случае без капризов не обойдется вторая половина.

Как же поступить с ребенком?

Однозначного ответа нет. Иногда можно настоять на своем, уложить ребенка в соответствии с режимом, хотя он кричит и отбивается. Но к таким мерам лучше не прибегать. Не стоит кричать, т.к. если ребенок поймет, что крик доставляет родителям душевные страдания, он постарается использовать такой метод как можно чаще.

Мудрость родителей должна заключаться в том, чтобы проявить находчивость. Ребенка раннего возраста легко отвлечь, предложив заняться какой-либо новой деятельностью, т.к. его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой.

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Психология общения в детском возрасте, 3 – издание, из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272с

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. — 464с.

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. — 164с.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 г. — 445с.