Эссе и моя любимая профессия

Без музыки жизнь была бы ошибкой.

Вильгельм Фридрих Ницше

Я родилась в красивом сибирском селе. Самые ранние воспоминания, связанные с музыкой – это бабушка, поющая мне колыбельные песни, которые звучали не только на русском языке, но в основном на немецком языке, так как она была немкой по национальности. Их поколение чтило традиции и свой язык, который еще не был переплетён с русским, существовал свой стиль и характер пения. Содержание тех песен до сегодняшнего дня заставляют биться мое сердце, и окрашивают в яркие цвета детские воспоминания. Мне повезло, что в моей семье звучало много песен, так как мои предки были верующими людьми ни один день не проходил без церковного пения, которое озаряло все стороны жизни.

Так повелось у нас в селе, что ни один праздник и мероприятие не проходит без живого пения, будь то свадьба, день рождения или похороны. Пение почти всегда имеет музыкальное сопровождение, чаще всего это гармонью.

Еще в школе я поняла, что моя жизнь будет связана с музыкой и с детьми. Медленными, но верными шагами я продвигалась к этой цели – участвовала на всех мероприятиях, всегда с удовольствием пела как в школе, так и на праздниках села, не забывала и церковь где училась у старожил немецкому пению. Прошли годы и вот я музыкальный руководитель ДОУ.

Кто такой музыкальный руководитель? — спросите вы. Отвечу — это человек, который несет всю прелесть, таинственность и загадочность мира, которая по разным причинам осознается не сразу человеком, а раскрывается в течение всей его жизни. Для меня музыкальный руководитель – это огромная ответственность, в первую очередь перед детьми и перед собой, это звание, которое возлагает определенные обязанности, и нести их нужно с достоинством.

Одним из приоритетных направлений в своей работе вижу привитие любви к своей родине. В современном мире, где очень легко потеряться подрастающему поколению, возникает необходимость знакомить и прививать традиции, обычаи и культуру немецкого народа, воспитывать любовь к семье, как основному институту. В нашем детском саду дети узнают о жизни, быте, деятельности и культуре своего народа. Эти знакомства протекают не только на специальных занятиях, развлечениях и досугах, но и в разучивании сказок, потешек, танцев, хороводов. В традицию вошли такие праздники как «Осенены», «Широкая Масленица», «Рождество», «Посиделки». Реквизиты и костюмы, чаще всего изготовляем сами с детьми и родителями где не упускаем возможность рассказать историю костюма или праздника. Заканчиваются такие мероприятия обычно круглым столом, где за кружкой чая родители делятся с нами и детьми своими впечатлениями, рассказывают из своей жизни интересные истории таких праздников.

Село, где я работаю, считается немецким поселением. Поэтому вытекает необходимость знакомить детей с немецкой культурой, в которой свои традиционные праздники и обряды. Одни из любимых праздников наших детей — это немецкое Рождество. В этот праздник дети приглашаются в «Kirche» (немецкую церковь), где смотрят театрализованное представление старших ребят о рождении Христа. Праздник заканчивается угощением детей немецкой выпечкой. В детском саду я веду немецкий кружок, где дети разучивают игры, песни и стихи, как на русском, так и на немецком языке. Благодаря действию кружка, дети наши получают представления о культуре своего народа.

Невозможно привить любовь к своей Родине, не воспитав достойных патриотов своей страны. Патриотическое воспитание мы осуществляем на досугах, праздниках, концертах, утренниках – «День защитника Отечества», «День Победы». Когда были живы ветераны Великой Отечественной войны, мы организовывали с ними встречи, где каждый ребенок мог задать интересующий его вопрос о войне. Сейчас мы приглашаем детей войны, бывших военнослужащих или тех, кто вернулся из армии. Где всегда просим рассказать нашим детям интересную поучающую историю.

Стало традицией выступление наших детей в сельском Доме культуры, на таких мероприятиях как «День работника сельского хозяйства», «День Победы», «День села». В 2012 году наши дети впервые выступили на День Защитника Отечества и в литературном концерте «С чего начинается Родина?» посвященный Дню России.

На протяжении всей своей работы я стремлюсь научить детей отделять хорошее от плохого, красивое от уродливого. Огромное значение в этом я отдаю знакомству с вечным – классической музыкой, которую использую в различных видах деятельности. На занятиях дети слушают произведения Римского-Корсакова, Чайковского, Свиридова, Эдварда Грига, Антонио Вивальди. Но нельзя забывать, что современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В работе использую такого плана произведения, но их приходится тщательно отбирать. Главный критерий отбора – это эстетичность и высокая художественность. Чаще всего это любимые песни детей из мультфильмов «Кота Леопольда» и «Крошка Енота».

На музыкальных занятиях дети не только учатся петь, но и приобретают различные умения, навыки. В занятие входят все музыкальные деятельности – это слушание, пение, музыкально-ритмичные движения, дидактические игры и игры на музыкальных инструментах. Это помогает формировать слуховое чувство ритма, певческие и танцевальные навыки. Музыкальные занятия совершенствуют не только духовный мир ребенка, но и физический. Здесь дети развивают речь, улучшают дыхательную систему, координируют движения.

С начала учебного года наш детский сад будет работать по программе, разработанной на основе ФГТ. В данный момент я собираю, изучаю материал, который мне позволит вести грамотное обучение в новых условиях. Ведение ФГТ, несомненно, скажется на моей работе, которая перейдет на совершенно новый этап, и позволит мне усовершенствовать имеющийся у меня опыт.

Музыкальный руководитель – это и сценарист, и постановщик, и дизайнер, то есть уникальная профессия, которая требует постоянного самосовершенствования, и педагогического мастерства и главная движущая сила вперед – это любовь к своей профессии и детям.

Музыка есть сокровищница, в которую

всякая национальность вносит свое, на общую пользу.

Петр Чайковский

Консультация для родителей на тему:

«Что такое музыкальность?»

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен…

Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

К собственном голосу, голосам птиц и животных, таин-ственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,

тем более музыкальным он становится,

чем более музыкальным становится,

тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Желание заниматься –э то цель, которую хотят достичь все родители.

Отношение к музыке и желание играть на музыкальном инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.

Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Маленькие дети, когда видят тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, ее волшебное влияние на душу человека.