ГОУВПО «Сургутский государственный педагогический университет»

Профессиональная переподготовка «Педагогика и методика дошкольного образования»

Кафедра педагогического и специального образования

Итальянцева Ирина Владимировна

Эстетическое воспитание

средствами декоративно-прикладного искусства.

(Квалификационная работа)

Автор работы: слушатель курсов профессиональная переподготовка по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»

_____________ И.В.Итальянцева

Сургут 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………..6 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетического воспитания…………………………………………………………………………61.2. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста……10

1.3.Методы, средства и формы эстетического воспитания дошкольников….14

2. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания………………………………………………………………………..19 2.1. Понятие и классификация декоративно-прикладного искусства………..19

2.2. Методика ознакомления с произведениями декоративно- прикладного искусства…………………………………………………………………………252.3.Детское декоративное творчество………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение………………………………………………………………………39

ВВЕДЕНИЕ

XXI век – век компьютеров, вычислительной техники и новых технологий. Мы все меньше читаем книги, слушаем классическую музыку, замечаем красоту окружающей нас природы. Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, но и подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте у детей активизируется мышление, развивается познавательный интерес и любознательность. Целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Эстетическое воспитание — одно из средств всестороннего развития личности. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Значительное внимание вопросу эстетического воспитания уделяли и уделяют многие ученые: Б.Т.Лихачев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Л.П.Тарасова, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и другие. Учеными выявлено, основа эстетического воспитания закладывается с раннего детства, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях.

Тема квалификационной работы: «Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства».

Цель этой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.

Объектом исследования в данной работе является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет - декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;

- раскрыть понятие и критерии эстетического воспитания;

- изучить формы, методы и средства эстетического воспитания;

- рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания;

-показать важность и значимость эстетического воспитания в развитии дошкольников.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста» дана общая характеристика эстетического воспитания, раскрыты основные его понятия и критерии.

Во второй главе «Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания» рассмотрены понятие и классификация декоративно-прикладного искусства, методика ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства, раскрыта роль этого вида искусства в эстетическом воспитании дошкольников, раскрыты особенности развития детского декоративного творчества.

В заключении подведены общие итоги и сформулированы выводы по предложенной теме.

I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетического воспитания

В своей жизни люди постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эти явления охватывают все сферы жизни: духовную, повседневного труда, общения с искусством и природой, быта, межличностных отношений — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение, удовольствие и стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни.

Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни [12. С.581].

Это значит, что в процессе эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение со взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании.

Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому их ответственность за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений и их долговечность. Поэтому основы эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. В своей книге Д.С. Лихачев писал: «Семья воспитывает вкус, и от семьи, ее интеллигентности, многое зависит» [9. С.81].

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2-3 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота — дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому важное значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте [23]. В этом возрасте начинается формирование эстетического идеала, представления о совершенном.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. Волнуя и радуя, искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальней всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. У ребенка начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности.

Задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. В своей книге Н.А.Ветлугина писала: «Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее» [22].

Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами, результаты проявляются в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности – с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической [11. С.582].

Н.А.Ветлугина считала, что работа эта предусматривает:

- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда и игры;

- эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание) [22].

С.А.Козлова и Т.А.Куликова выделяют две задачи эстетического воспитания:

- формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного);

- формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества) [7. С.162-163].

Эти два направления находятся в тесной взаимосвязи. Для их реализации необходимы следующие условия:

окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

насыщенность быта произведениями искусства;

самостоятельная активная деятельность детей;

осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

1.2. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста

В результате непосредственного чувственного контакта человека с предметами и явлениями при помощи органов чувств и слуха возникает эстетическое восприятие предмета или явления.

Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира. Эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями [21].

Процесс восприятия включает в себя субъект и объект восприятия. С.В.Погодина в своей книге отмечала: « При восприятии произведений искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение» [16. С.33].

Созерцание произведения активизирует собственное творчество детей. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта[16].

Воздействия произведений искусства на мысли, чувства и поведение детей дошкольного возраста не следует упрощать. На одного ребенка произведение оказывает эмоционально-эстетическое влияние сразу, на другого это влияние распространяется постепенно. Известно, что восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Воспринятые образы накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей [13. С.13].

Во время восприятия произведения искусства уже можно наблюдать его воздействия на ребенка. После этого активизируется его самостоятельная творческая деятельность, что является последствием восприятия. Восприятие является составной частью чувственного познания и связано с ощущениями. Если в результате ощущения дети приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате восприятия у дошкольников формируется целостный образ предмета или явления [16].

Для восприятия произведений искусства имеют значение следующие виды восприятия:

- зрительное;

- слуховое;

- тактильное.

В психологии восприятие делится на непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное восприятие произведений искусства происходит без специально поставленной цели. Оно обусловлено выразительностью, художественной яркостью образа. Преднамеренное восприятие имеет определенные цели и задачи. Ребенок не просто смотрит, а внимательно разглядывает то или иное произведение искусства, всматривается в него.

Благодаря восприятию дети обогащают свой художественно-изобразительный опыт. В дошкольном возрасте важно как можно глубже раскрыть детям эстетическую ценность произведений искусства. В понимании ребенка все то, что создано взрослыми – это часть их жизни. Произведения предстают перед детьми целым миром, который окружает их: дома, мосты, фонтаны, памятники. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них [16].

Произведения гармонично слились с естественной средой, стали ее частью. Важным критерием становится красота. Основная задача взрослого – направить ребенка, активизировать его внимание, объяснить смысл произведения, скрытого за знаками, вместе с ним выделить характерные особенности, выразительные средства [16].

Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, обращают на них внимание. Постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Важно, чтобы ребенок понимал структуру произведения, устанавливал связи между его содержанием и внешней формой. Немаловажную роль в этом процессе принадлежит ежедневным прогулкам со взрослыми (воспитателем, родителями), в ходе которых малышу можно ненавязчиво рассказать очень много интересного, важного для его творческой деятельности [16].

В раннем и младшем возрасте детей больше всего привлекают объемные виды искусства, которые они могут обследовать с разных сторон. Плоскостной образ становится объектом изучения для детей, когда у них уже имеется определенный художественно-изобразительный опыт. Художественно-изобразительный и личный опыт, многие знания и умения начинают активизироваться и углубляться у детей с возрастом. С.В.Погодина отмечала: « С каждым новым возрастным периодом в одном и том же произведении можно раскрывать все новые стороны, и каждый раз оно будет представать перед ребенком в ином качестве, обогащенное новым содержанием» [16. С.33].

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия: от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать от этого удовольствие. Используя произведения не только новые, но и уже знакомые, можно выявить характер изменений в восприятии детьми одних и тех же компонентов с течением времени. Это позволит в дальнейшем определить направление работы в рамках эстетического воспитания дошкольников.

1.3. Методы, средства и формы эстетического воспитания дошкольников

У любого произведения искусства существует две стороны: объективная, которая помогает определить объект и характер средств, необходимых для раскрытия структуры образа, и субъективная, которая обусловливает выбор педагогических методов, средств и форм, рассчитанных на группу зрителей и конкретного ребенка. «В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде» [21].

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [6]. В педагогике выделяют два вида методов. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования [7].

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет внимание детей на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение [22].

Во время ознакомления с произведениями искусства педагог задает вопросы, беседует, объясняет использование авторами тех или иных средств для передачи образов. Яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств опирается на особенность детства — подражательность. Очень важно, чтобы взрослый умел показать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач ведущую роль занимают методы обучения: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций [7].

Показ – метод прямого обучения. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не может создать что-то творческое. Показ всегда сопровождается объяснениями. Н.А.Ветлугина считала: «Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляет активность детей» [22].

Метод упражнения требует многократного повторения. В современной педагогике особая роль принадлежит методу поисковой ситуации или, как отмечала Н.А.Ветлугина, проблемно-поисковому методу. Проблемно-поисковым он называется потому, что взрослый предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Практическое применение методов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится с учетом возможностей коллектива и каждого ребенка в отдельности. Каждый возрастной период имеет свои особенности. У младших дошкольников важно прежде всего привлечь внимание детей к картине или предмету. Взрослый все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки. Так же в младшем возрасте важную роль играет тактильное восприятие. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания.

В единстве с методами применяются средства воспитания. К средствам воспитания относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности [10].

Одним из средств эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта [7].

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность, неправильно подобранная цветовая гамма – все это противоречит законам красоты. Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте [7].

Также важно отметить, что эстетика быта становится средством эстетического воспитания в том случае, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Важным средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка [7].

Так же средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, театр, архитектура. Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн. Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Эстетическое воспитание детей осуществляется в разных формах. Их выбор зависит от принципа руководства деятельностью детей, способа объединения и вида деятельности детей. Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ею. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача взрослого – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Необходимо создать условия для самостоятельной деятельности: непринужденной обстановки, свободный выбор темы и материалов, отсутствие отрицательной критики. Формой организации эстетического воспитания является непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, музыке, художественному творчеству. С детьми можно организовать экскурсии в природу, к памятникам архитектуры, в музеи или выставки произведений искусства. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач [7].

Во время экскурсии важно не только сообщить дошкольникам новые знания, ни и вызвать у них эстетические чувства. Театрализованные игры и игры-драматизации являются одной из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое и певческое. Следует отметить, что эти виды игр приобщают детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Значительное место в педагогическом процессе занимают праздники и развлечения. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие в себе разные виды искусства. Развлечения доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. При проведении праздников решается воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуются задачи эстетического воспитания. С.А.Козлова, Т.А.Куликова обобщают формы эстетического воспитания в единой таблице (Приложение 1) [7].

В целом лишь комплекс методов, средств и форм может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

II. Декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания

2.1 Понятие и классификация декоративно-прикладного творчества

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.

Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. С.В.Погодина и Н.М.Сокольникова делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия) и оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций и т.д.) [16, 18].

Декоративно-прикладное искусствовид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало [12. С.131].

Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

- по назначению (ювелирные украшения, одежда, посуда, мебель, игрушки);

- по материалу, из которого изготовлено (стекло, керамика, фарфор, дерево, кость);

- по технике обработки материала (чеканка, резьба, роспись, литье, набивка, вышивка). Одной из отличительных особенностей декоративно-прикладного искусства является то, что оно всегда имело и имеет глубокие народные корни.

С.В.Погодина дает определение народного декоративно-прикладного искусства: « Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек)» [16. С. 91].

В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий – быть полезными и красивыми. В народном декоративно-прикладном искусстве выделяются два направления:

-городские художественные ремесла;

- народные художественные промыслы [16, 18].

Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел – форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Промыслы – структура необычайно гибкая, подвижная, развивающаяся хотя в рамках канона, но тем не менее чутко реагирующая на изменение стиля в профессиональном искусстве, индивидуальном творчестве, на запросы времени и конкретной социальной среде. Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрешкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приемов местного профессионального мастерства.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

- утилитарность, практическая принадлежность;

- синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;

- коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;

- традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;

- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Категория целостности позволяет провести разграничительную линию между народным и собственно декоративным искусством. Отличительная черта традиционного декоративного искусства от народного заключается как раз в отсутствии целостности мировосприятия.

Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В своей книге С.В.Погодина пишет: «Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям» [16. С.121].

Знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

Красота как философско-эстетическая категория в народном искусстве имеет реальные формы отражения. То, что в произведении мы называем красивым, создается выразительными средствами, которые мастер комбинирует в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. В произведениях декоративно-прикладного искусства одним из основных компонентов, привлекающих к себе внимание, является форма. В ней закладывается несколько характеристик: она во многом определяет назначение предмета, выражает замысел мастера, служит неким символом. Эстетическую ценность предмет приобретает благодаря орнаменту. Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь, для которого характерно ритмическое расположение элементов рисунка [12. С.356].

Н.М.Сокольникова в своей книге дает определение орнамента: «Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов [18. С.196].

Оба источника отмечают ритмическое построение орнамента. Он составляет художественную основу многих изделий: посуды, мебели, ковров, одежды. Орнаментный язык крайне богат. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный [18].

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Этот вид орнамента является одним из древнейших. Вначале это были легко запоминающиеся знаки-символы. Постепенно люди стали обогащать его реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая ритмическое начало, усложняя его содержание и эстетическую значимость.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей. Часто встречается мотив «древо жизни» — это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-образно.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или часть лица и тела человека. Сюда же можно отнести фантастические существа типа дева-птица, человек-конь.

Нередко встречается сочетание самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным. Л.В.Косогорова и Л.В.Неретина выделяют также каллиграфический (из букв и элементов текста) и геральдический (рог изобилия, лира, факелы, щиты) орнаменты [8].

По характеру композиционных схем орнаменты бывают:

- ленточный

- сетчатый

- замкнутый.

Орнамент – наиболее характерная черта, особый знак предметов крестьянского творчества. Орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности.

Основными средствами выразительности в декоративно-прикладном искусстве являются цвет, форма, пропорции, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура, которые изначально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях искусства [16].

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы [13].

Д.С.Лихачев писал: «Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности…Народное творчество учит понимать условность творчества» [9. С.87].

Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей [13].

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий [9].

Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. «Напевность и ритмичность русского орнамента срони российским просторам и плавным ритмам народных песен», -отмечает Н.М.Сокольникова [18].

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и доступное человеку с детства[16].

2.2. Методика ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства

Народное искусство в силу своей простоты и доступности играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса. Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

- народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества;

- в народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;

- произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. С.В.Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

- подготовительная. Накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;

- аналитическая. Активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;

- творческая. Самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;

- оценочная. Сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт [16].

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

- двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);

- аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

- субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения

народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Если есть возможность, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их. При рассмотрении элементов узора можно вносить элемент игры: найти одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования. Если эстетическое восприятие предметов и изделий народных мастеров осуществляется с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развернутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства [13. С.13].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения;

- стадия константности. Дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

- стадия структурности. Дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;

- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;

- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов уже рассмотренных ранее. Напомним, это методы воспитания (показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого) и методы обучения (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций).

Формы, используемые при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством также перекликаются с уже перечисленными ранее: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии и выставки, праздники и развлечения, игры. Непосредственная образовательная деятельность, как и экскурсии, могут быть отражение разных этапов ознакомления: общеознакомительными, на которых формируется общее представление дошкольников о народном искусстве или его отдельных видах, и обучающие, на которых формируется прочная основа знаний, умений. Во время общеознакомительной экскурсии взрослый в основном отвечает на вопросы детей, обращает внимание на какие-то отдельные экспонаты, но глубоких знаний не дает. Его роль заключается в поддержании интереса. Вторая встреча сопровождается беседой-монологом с вопросами, примерами, сравнениями, которые дети сами пытаются привести. Основная задача педагога в этом случаи – вызвать интерес и сохранить его на протяжении всего процесса ознакомления.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники, посвященные народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. Организуются ярмарки с самодельными товарами. В таких праздниках принимают активное участие все — и стар и мал! Похожие праздники и развлечения организуются и в детских учреждениях. В своей книге С.В.Погодина выделяет беседу как форму ознакомления с декоративно-прикладным искусством [16.].

Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостова). Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна:

-сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры (игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, игры-пазлы, игры-конструкторы);

- подвижные и малоподвижные игры.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

2.3. Детское декоративное творчество

Детское творчество — сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства [20].

«Творчество детей – глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение, и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка», — писал В.Сухомлинский [19 С.262].

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства. Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство хранит и передает традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского декоративного творчества.

В своей книге С.В.Погодина пишет: «Декоративное творчество- процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразование их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами» [16. C.298].

Для развития детского декоративного творчества необходимо использовать предметы народного декоративно-прикладного искусства в оформлении детского сада, группы, студии. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Использование дидактических игр и пособий позволяет закреплять изученный материал. С.В.Погодина выделяет три вида декоративного творчества:

- декоративное рисование: направлено на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей;

- декоративная аппликация: составление плоскостных и рельефных изображений из различных материалов, отражающих традиции декоративно-прикладного искусства;

- декоративная лепка: создание пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства[16].

Развивая детское декоративное творчество, детей знакомят с определенным видом декоративно-прикладного искусства (его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами), с различными видами орнаментов (геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным), учат законам построения различных композиций. Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. Затем детей обучают декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно – прикладного искусства, знакомят с некоторыми приемами народных мастеров.

А.А.Грибовская в своей статье выделяет методы и приемы, которые можно использовать в процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

- сочетание различных видов деятельности ( например, лепка с последующей росписью) [15].

Кроме этих методов, С.В.Погодина выделяет метод целенаправленного обследования предметов декоративно-прикладного искусства с последующим составлением узора [16].

Одна из проблем методики развития детского декоративного творчества — отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки, полосы. По существу, это элементы дымковской и филимоновской росписей. В старшей группе — городецкая роспись, в подготовительной — городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать. Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Цвет — одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны.

В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

З.А. Богатеева при обучении детей аппликации предлагает использовать коллаж, мозаику из бумаги, которая включает в себя выкладывание узорных форм, замыкающихся в плоскости квадрата или треугольника, где можно использовать ритмическое повторение элементов орнамента и симметричность его повторения [2].

После нескольких занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор, например для прямоугольной доски. Надо учить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Аппликация дается также в виде коллективных работ, где каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции.

С.В.Погодина предлагает строить работу по развитию детского декоративно-прикладного творчества в трех направлениях:

- знакомство детей с определенным видом искусства, различными видами орнаментов, изучение законов построения композиций;

- обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров;

- развитие детского декоративного творчества [16].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст