Логоритмика

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь- не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков.

У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: — нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, — функциональной незрелости речевых зон головного мозга, — несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков .Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную. Эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. Побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

- Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью используются следующие средства:

- Ходьба и маршировка в различных направлениях;

- Упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеукрепляющие и коррекционные. Общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства разновесия. Формирования правильной осанки;

- Упражнения и игры для развития общей , тонкой моторики;

- Для развития мимики, артикуляционная гимнастика;

- Упражнения активизирующие внимание

- Ритмические упражнения;

- Подвижные игры: с умеренной, тонизирующей, тренирующей нагрузкой. Несюжетные, сюжетные подвижные игры, с элементами спорта;

- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;

- Упражнения на развитие словотворчества. Расширение активного словаря детей