. Воспитательный аспект КРО БИЛЕТ 42

Этот аспект, заключается в следующих положениях:

1) Эстетическое оформление классной комнаты.

2) Соблюдение режима дня, гигиена учебной деятельности.

3) Авторитарно-демократическая модель общения учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников).

4) Стимулирование всех душевных способностей ребенка (средствами рефлексии,самоанализа, самоконтроля).

5) Благоприятный климат обучения (выразительность лица, речи учителя, артистизм,четкость мимики, жестов учителя, «лучеиспускание глаз», пожатие руки, поглаживание…).

6) Широта и проблемность содержание образования.

7) Ориентация на максимальное использование личного опыта ребенка.

8) Развитие творчества детей.

9) Концентрация внимания детей на внутреннем мире другого человека,знаниях, формах деятельности.

10) Добрый психологический климат в коллективе – эффективное средство формирования личности ребенка.

11) Воспитание дружбы, товарищества, братства, состояния «быть и работать вместе».

12) Формирование адекватного самовосприятия (учить любить себя, свою неповторимость).

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:

информационные методы (беседа, консультирование, чтение художественной литературы, личный опыт);

практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, трудовая, изобразительная и художественная деятельность);

оценочные методы (поощрение, осуждение, порицание).

Приёмы можно подразделить на пять групп:

формирования и активизации операций мышления, восприятия, памяти, воображение;

способные создать поисковые системы в мыслительной деятельности;

активизирующие чувства детей;

контроля, самоконтроля, самообучения;

вопросы.

Можно выделить дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии:

развитие наблюдательности через показ явлений;

формирование интереса к окружающему миру;

зоны развития (ЗАР, ЗБР, зона потенциального развития);

наглядность в практически значимой деятельности;

сознательность и активность в усвоении знаний;

учёт индивидуальных особенностей.

Отбор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, социальным окружением ребёнка.

Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практические методы воспитания. Особенно эффективны они в дошкольном возрасте, так как потенциал информационных методов снижен в связи с нарушениями в речевом, интеллектуальном развитии. Большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на образец из личного опыта детей или примеров социального окружения.

Воспитание и обучение детей реализуют индивидуальный и личностный подход с учетом особенностей развития ребенка, в процессе межличностных взаимодействий.

Таким образом, в специальном дошкольном образовании практически всегда используется вариативное сочетание методов и приемов обучения, воспитания и коррекции для достижения максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.