Взаимодействие детского сада и семьи.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.

В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно -исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. И она не может существовать людьми и обществом в целом. Ближайшее окружение семьи – как природное, так и социальное – во многом определяет характер проблем, с которыми она сталкивается, что, в свою очередь, определяет специфику, формы и методы социально-педагогической работы с данной семьей.

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей – сложный процесс. В создании союза «родители — педагоги» важная роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой очень важной проблемы и развития компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, важно учитывать пожелания родителей, их интересы, устанавливать обратную связь с семьей.

В этом нам помогают анкеты. Традиционно в детском саду в конце года проводится анкетирование родителей с целью планирования работы на год и оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения. В своих анкетах родители предлагают нам формы работы, мероприятия, в которых они хотели бы принять участие. Также проводится анкетирование родителей по темам, работа над которыми запланирована в годовом плане. Педагоги, используя разнообразные формы работы с родителями, стремятся не просто ознакомить их с тем, как живет ребенок в детском саду, но и вовлечь их в жизнь учреждения, сделать активными соучастниками педагогического процесса.

систематически проводятся Дни открытых дверей, в основе которых лежат современные принципы общения педагогов, детей и родителей. Родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдая деятельность педагога и детей, сами проявляют желание участвовать в играх, занятиях, викторинах. Родители также могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только при посещении различных мероприятий, но и с помощью журнала группы и детского сада .Журналы содержат детские рассказы, рисунки, консультации, анонсы конкурсов, выставок, экскурсий, а также информацию по проблемным ситуациям, рекомендации. Родители принимают активное участие в выпуске этих журналов: делятся своим опытом семейного воспитания, приносят рассказы, рисунки, стихи, фотографии.

Педагогами с помощью родителей и детей выпускаются стенгазеты. В оформлении стенгазеты педагоги используют фотографии. Фотографии всегда привлекают внимание родителей. Важно, чтобы газета содержала не только интересную информацию, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Фотографии в газете сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей или рассказами детей, что позволяет им увидеть целесообразность того или иного вида деятельности и узнать, как его развивать в условиях семьи. Родители в свою очередь в газетах «Моя семья» рассказывают о ярких событиях из жизни своей семьи.

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов является совместное проведение «семейных праздников». На родительских собраниях педагоги используют показ видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятия, развлечения), режимных моментов в соответствии с тематикой данного мероприятия. Р На собраниях родители занимают активную позицию, размышляют. они делятся своими впечатлениями, задают вопросы, высказывают свои рекомендации и предложения в письменном виде. Такая форма работы позволяет устанавливать «обратную связь» родителей с педагогами детского сада. Они делятся своими проблемами, открыто ставят перед педагогами интересующие их вопросы. Таким образом, родители и педагоги вместе решают проблемы в воспитании и обучении детей.Совместные сезонные и тематические праздники для взрослых и детей, которые помогают найти взаимопонимание, приобрести в лице родителей активных участников создания единого пространства развития ребенка – дошкольника: семейно – бытовые праздники. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей,

созданные для решения практических задач воспитания.Важную роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация.Ее роль-оказание практической помощи семье.В уголках для родителей оформляются несколько блоков.Только в тесном контакте родителей и педагога можно достичь высокого уровня в развитии познавательной деятельности ребенка.(Консультация для педагогов из опыта работы ).