ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.

Прежде всего, дети принадлежат родителям, это дети своих пап и мам! Каждый ребенок любит своих родителей, вне зависимости от того, какие они люди – хорошие или плохие, счастливые или несчастные, общительные или замкнутые.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

В настоящее время воспитатели и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Проблема оздоравливания, воспитания и развития кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени – дошкольный период.

В работе по развитию личности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны учувствовать:

• Во – первых, семья, включая всех ее членов.

• Во – вторых, ДОУ, где ребенок проводит большую часть активного времени.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия этого процесса.

Каковы же цели этой системы?

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи и жизнедеятельность группы.

Для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья не должна выступать как объект воздействия. Необходимо объяснить родителям, что семья дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Воспитатель должен тесно взаимодействовать со всеми структкрными подразделениями детского сада:

Медсестра

Педагоги ДО

Психолог

Музыкальные руководители

Логопед

8 – 10% — успех медицины

15 – 20% — наследственность

20 – 25% — экология

50 – 55% — ЗОЖ

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ

1 этап – ознакомительный

Сбор информации (анкетирование; первые впечатления; «Семейный портрет»; собеседование; наблюдение) Сбор информации (первое общение; беседа; наблюдение)

2 этап — общепрофилактический

Наглядная агитация (стенды, консультации) Встреча со специалистами

3 этап – индивидуальная работа

Консультативная индивидуаль-

ная помощь

Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями и др.

4 этап — интегрированный

Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы и т. д.) Совместные обсуждения проблем, участие в современных мероприятиях

5 этап – рефлексивный (обратная связь)

Выявление изменений, мониторинг «Я и мое настроение», анкетирование Дополнительное обсуждение вопросов с привлечением дополнительных специалистов, тренинги, круглые столы

6 этап — перспективный

Совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ;

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (для определения содержания и форм работы) .

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

1. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний.

2. Особенность современной семьи связана с поисками заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительность, утомляемости и стрессам.

3. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.

2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.

3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

4. Способность к оказанию психологической поддержки.

5. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.

7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме.

8. Проявление педагогического такта и морально – этических норм при работе с родителями.

9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации

10. Недопустимость сравнения пронившегося ребенка с другими.

День открытых дверей

Фотовыставки

«Деловая гостиная»

Круглый стол

Игровые тренинги

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные

консультации

Гостиная

«Мы и родители»

Летопись (альбом)

«Наши дети»

Информационная

корзина

Неделя

здоровья

Семейные

походы

Досуг

Творческие совместные выставки

ХАРАКТЕРИСТИКА «СЕМЕЙНОГО ПОРТРЕТА»

1. Жилищные условия (частный дом, квартира, общежитие, аренда)

2. Возраст, образование

3. Супружеский опыт (в первом, втором браке, в разводе)

4. Состав семьи и структура родительских связей (полное, одно -, двух -, трехдетные; многодетные; неполные, с указанием, кем является воспитанник – старшим, младшим, единственным ребенком в семье) .

5. Полные семьи с нарушением кровного родства (отчим, мачеха)

6. Поколенный состав (дедушка, бабушка, проживающие вместе)

7. Национальность

8. Вероисповедание

Все это учитывается в планирований работы с семьей. Эти знания помогают в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи.

ПЛАН СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С СЕМЬЕЙ

Цель совместных мероприятий – сотрудничество с семьей обогащение социального опыта детей.

План работы:

1. День рождения у меня (в течении года) .

2. «Встреча с друзьями» (сентябрь) .

3. «Осень в Простоквашино» (октябрь)

4. Выезд в лес (октябрь, апрель) .

5. «Неделя здоровья» (осень, весна) .

6. «Звонкий смех» (ноябрь, Всемирный день ребенка) .

7. Конкурс «Самая обаятельная и привлекательная» (ноябрь) .

8. «Новогодние чудеса» (декабрь) .

9. «Едем к шефам» (декабрь, День энергетика)

10. Сказка (январь)

11. «Будущие защитники Отечества» (февраль) .

12. «Папа, мама, я – спортивная семья» (март) .

13. Конкурсная программа «Мамина дочка». (март) .

14. «Звездный дождь» (апрель) .

15. Конкурс семей «Веселая семейка» (май) .

16. Мероприятие «Красный, желтый, зеленый» (май) .

17. «День защиты детей» (июнь)

18. Выезды в театр (в течение года) .

19. Выезд в зоопарк (июль) .

20. КВН «Я и ЗОЖ» (в течение года)