Глава 9. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы РК^ 1. Понятие и признаки правоохранительной деятельностиИзвестно, что одно из приоритетных направлений в деятельности государства и его органов занимает формирование национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене.В статье 1 Конституции Республики Казахстан подчеркивается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь права и свободы. Это свидетельствует о том, что государство в лице государственных и иных органов осуществляет свою деятельность на основе правовых норм, обеспечения верховенства Закона, охраны прав и законных интересов личности, установления взаимной юридической ответственности государства и граждан.Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задач правопорядка, зашиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.124Обеспечением правопорядка и законности занимается специальный круг органов, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РК, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства в целом.125Очень близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом к числуГуценко К.Ф., Ковалева М.А. «Правоохранительные органы». М., «Зерцало», Теис, 1996. С.7 Ибрагимов Х.Ю. «Правоохранительные органы», Алматы, «Данекер», С.7 правоохранительных, не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.126Некоторые авторы понятие правоохранительной деятельности рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдении прав и свобод граждан, их реализации, законность и правопорядок. В узком смысле слова — это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии127с компетенцией того или иного органа.Однако, для того, чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее128привычным, наименование — «Правоохранительная деятельность».Согласно законодательству РК правоохранительная деятельность имеет ряд своих признаков:во первых: правоохранительная деятельность осуществляется только на основе закона с применением юридических мер воздействия, как принуждение и взыскание по различным видам преступления. Здесь особое место занимает меры предупреждения противоправных действий;во вторых: применяемые юридические меры воздействия должны строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам;в третьих: правоохранительная деятельность осуществляется с соблюдением определенных процедур на основе закона. Например, никакое наказание за совершенное преступление не применяется без предварительного разбирательства;в четвертых: реализация правоохранительной деятельности возлагается на специальные и уполномоченные государственные органы, состоящие из грамотных и подготовленных работников.С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности; как -это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгомИбрагимов Х.Ю. «Правоохранительные органы», Алматы, «Данекер», С.7Чувилев А.А., Чувилев А.А. «Правоохранительные органы». М. Юриспруденция, 2000, С.4Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы». М., «Зерцало», Теис, 1996. С.8соответствии с законом мер юридического воздействия (в том числе мер государственного принуждения).129По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость определяется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:



конституционный контроль;

правосудие;

организационное обеспечение судов;

прокурорский надзор;

выявление и расследование преступлений;

130- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РК, справедливое разбирательство и разрешение гражданских, уголовных и иных дел, создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования, раскрытие и изобличение лиц, виновных в совершении преступления, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде, представление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи. Достижение этих результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций.131^ 2. Правоохранительные органы: общая характеристика и системаДля выполнения основных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные правоохранительные органы.В юридической науке нет единого мнения о круге правоохранительных органов: одни относят к их числу большее количество, а другие меньшее. Этот разнобой объясняется тем, что данный вопрос не урегулирован в законодательном порядке, так же как и в законодательных актах не дано понятия правоохранительной деятельности. Одни авторы считают, что правоохранительными органами являются только те, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, другие — которые искореняют преступления иБеленков Р.А. Правоохранительные органы. М., «Издательство ПРИОР», 2000, С.3 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы» М., «Зерцало», Теис, 1996, С.12 Ибрагимов Х.Ю. «Правоохранительные органы», Алматы, «Данекер», С.8иные посягательства, третьи — те, которые поддерживают порядок в общественных местах.В науке давно укоренилась мнения, согласно которой суд является правоохранительным органом. Однако, на наш взгляд, отнесение судов к правоохранительным органам является не верным. В связи с тем, что суд является особым государственным органом, с особым, отличающийся от правоохранительных органов, правовым статусом. Согласно п.2 ст.1. Конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» является «защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечении исполнения Конституции и законов, иных132нормативных правовых актов, международных договоров республики».С учетом определения правоохранительной деятельности, характеристики ее функций (направлений) и сложившейся практики к правоохранительным органам можно отнести:органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК) и его администраторы в областях, г.г. Астане и Алматы;органы прокуратуры;органы, осуществляющие выявление, пресечение и расследование преступлений (некоторые органы предварительного расследования и дознания МВД, КНБ, МЮ РК, Агентство финансовой полиции);органы, обеспечивающие организацию правовой помощи и правового обеспечения (адвокатура, нотариат).суды (районные и приравнены к ним, областных и приравненных к ним и Верховный Суд РК) стоят, как нам кажется, над правоохранительными органами.^ 2.1. Цели и основные направления прокурорской деятельностиВ соответствии с пунктом 1 ст. 83 Конституции РК «Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно — розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а1Конституционный закон Республики Казахстан., Астана, 2001., С.42.

также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование».Государственная власть в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции РК едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.Положения, касающиеся прокуратуры, включены в раздел VII «Суды и правосудие» Конституции РК. Но вывод о том, что прокуратура наделена наряду с судами судебной властью, был бы ошибочным. Характер задач и функций органов прокуратуры не оставляет ни малейших сомнений относительно того, что прокуратура не входит в судебную ветвь власти, равно как не имеет отношения к двум другим — законодательной и исполнительной.Функционально связанные с каждой из трех ветвей власти, органы прокуратуры, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятельность ветвей власти и обеспечить их оптимальное функционирование, порождает специфичность прокурорского надзора как самостоятельного вида государственной деятельности.^ Прокурорский надзор^ как особый вид государственной деятельности можно охарактеризовать как осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц — прокуроров по обеспечению высшего надзора за точным исполнением и единообразным применением законов путем своевременного выявления нарушений законности и принятия мер к их устранению, привлечения виновных к ответственности, осуществления уголовного преследования.^ Принципы организации и деятельности прокуратуры - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные, предъявляемые к ней требования.Принципы организации и деятельности органов прокуратуры определены133в статье 3 Указа Президента РК «О прокуратуре Республики Казахстан». Выделяются принципы единства, централизации, независимости, гласности и законности.^ Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.Указ Президента РК «О Прокуратуре РК» // Ведомости Верховного Совета РК, 1995, № 24, ст.156^ 2.2. Министерство юстиции Республики Казахстан18 марта 2002 года впервые в Казахстане был принят Закон РК «Об органах юстиции» Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере правового обеспечения, является Министерство юстиции РК. «Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, — межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции» (п. 1 Положения о Министерстве юстиции РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 11 марта 1999 г. № 223).134Основными задачами органов юстиции РК в соответствии с Законом РК от13518.03.2002г. «Об органах юстиции» является:

участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;

осуществления государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними;

организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;

организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;

Ибрагимов Х.Ю. «Правоохранительные органы», Алматы, «Данекер», С.85Закон РК от 18.03.2002г. «Об органах юстиции», газета «Казахстанская правда» от 23.03.2002.

исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;

осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;

осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими;

осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;

10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательствомРеспублики Казахстан.136Деятельность органов юстиции строится на следующих принципах:

законности;

обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

гласности, взаимодействия с правоохранительными органами,, иными организациями и должностными лицами;

независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений;

гуманизма,, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;

единства системы органов юстиции.

С учетом главных задач Министерства юстиции РК и строится в основном система органов юстиции и структура ее отдельных звеньев. Единую систему органов юстиции составляют:1) органы юстиции, включающие

Министерство юстиции Республики Казахстан;

Комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан

Территориальные органы юстиции;

- Органы уголовно — исполнительной системы;2) учреждения (организации) уголовно — исполнительной системы и иныеподведомственные организации.Закон РК «Об органах юстиции». Юридическая Газете за 27.03.02.В составе Министерства юстиции имеются подразделения (управления и отделы):организационно-контрольное;регистрации юридических лиц;международного правового обеспечения;юридической службы и правового воспитания;систематизации правовых актов;нотариата, загсов и адвокатуры; рассмотрения жалоб и др. Министерство юстиции имеет ведомства: Комитет регистрационной службы, Комитет по правам интеллектуальной собственности, Комитет уголовно -исполнительной системы.Государственное учреждение «Центр судебной экспертизы».ЗАО «Институт законодательства Министерства юстиции РК».РГП «Республиканский центр правовой информации».ЗАО «Институт повышения квалификации сотрудников органов государственных и иных организации РК».ЗАО «Национальная юридическая служба».ЗАО «Жет жаргы»;ОАО «Акционерная компания «ЗАН».1. Комитет регистрационной службы Министерства юстицииКомитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также руководство в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридических лиц и регистрации залога движимого имущества.Основными задачами Комитета регистрационной службы являются:

обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридических лиц, регистрации залога движимого имущества и договоров финансового лизинга, учетной регистрации филиалов и представительств;

организация деятельности территориальных органов юстиции и подведомственных Комитету республиканских государственных предприятий в пределах своей компетенции;

ведение правового кадастра, единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;

разработка единой методологической базы по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридических лиц, регистрации залога движимого имущества, учетной регистрации филиалов и представительств;

осуществление контрольных и надзорных функций в области оценочной деятельности, в пределах своей компетенции.

Функции Комитета регистрационной службы: 1) государственная регистрация юридических лиц и учетная регистрация филиалов и представительств;2) руководство деятельностью по государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним, юридических лиц, по регистрациизалога движимого имущества, по учетной регистрации филиалов ипредставительств и внесение предложений по совершенствованиюэтой деятельности;

координация деятельности и оказание методической помощи территориальным органам юстиции по вопросам государственной регистрации юридических лиц, учетной регистрации филиалов и представительств, а также подведомственным Комитету республиканским государственным предприятиям по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации залога движимого имущества;

осуществление контроля за соблюдением Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О государственной регистрации юридических лиц», иных нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции;

рассмотрение жалоб на действия территориальных органов юстиции по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, а также на действия подведомственных Комитету республиканских государственных предприятий по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и регистрации залога движимого имущества;

ведение правового кадастра, единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;

лицензирование деятельности по оценке имущества и оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью;

7-1) разработка, утверждение нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, в пределах своей компетенции;7-2) взаимодействие с государственными органами по вопросам оценочной деятельности, в пределах своей компетенции;7-3) согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков;7-4) осуществление международного сотрудничества в области оценочной деятельности, в пределах своей компетенции;8) иные функции, возложенные на него законодательством.2. Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстицииРеспублики КазахстанКомитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики является ведомством в пределах компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также руководство в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также положением о Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики КазахстанОсновные задачи, функции и права Комитета по правам интеллектуальнойсобственности. Основными задачами Комитета являются:

участие в выработке предложений по реализации государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности;

осуществление международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности;

обеспечение охраны прав на произведения и объекты смежных прав, объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

выдача охранных документов на объекты авторского права и смежных прав, объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

организация информационно-издательской деятельности в области охраны объектов авторских прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем;



координация деятельности изобретательских и творческих союзов и организаций;

организация подготовки специалистов в области охраны интеллектуальной

собственности, повышения квалификации специалистов, аттестации патентных поверенных;8) осуществление контроля за деятельностью организаций, управляющихимущественными правами на коллективной основе;9) развитие единой патентной системы Республики Казахстан и управлениеею;

формирование государственной патентно-информационной базы;

организация работы по патентованию за рубежом объектов промышленной собственности, созданных в Республике Казахстан;

содействие развитию инновационной и изобретательской деятельности, а также технического творчества в целом;

оказание научно-методической помощи иным государственным органам;

проведение разъяснительной работы, пропаганда правовых знаний в области охраны прав интеллектуальной собственности.

Функции Комитета являются:

обобщает практику применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства в этой области;

осуществляет межведомственную координацию по вопросам охраны интеллектуальной собственности;

организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области охраны интеллектуальной собственности, аттестацию патентных поверенных;

обеспечивает организацию и поведение научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

осуществляет государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных соглашений в области охраны авторских и смежных прав;

осуществляет контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;

8) обеспечивает регистрацию авторского права в официальных реестрах;9) регистрирует лицензионные договоры, заключенные междуорганизациями, управляющими имущественными правами на коллективнойоснове, и пользователями на соответствующие способы использованияпроизведений и объектов смежных прав и выдает государственные регистрационные удостоверения надлежащего образца;

участвует в подготовке международных соглашений и договоров о взаимной охране авторских и смежных прав;

консультирует граждан и организации по вопросам авторского права и смежных прав;

принимает на хранение рукописи произведений науки, литературы и искусства;

осуществляет охрану права авторства, права на имя и права на

защиту репутации, а также охрану личных неимущественных прав автора после его смерти в случаях, установленных законодательством;

в случаях, установленных законодательством, определяет размер вознаграждения и условия его выплаты за использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях без согласия производителя фонограммы и исполнителя;

способствует организации импорта и экспорта прав на использование произведений;

обеспечивает прием и регистрацию заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

организует проведение государственной экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдает охранные документы и обеспечивает меры по поддержанию их в силе;

организует рассмотрение возражений на решения экспертизы по заявкам на выдачу охранных документов и возражений против выдачи охранных документов;

обеспечивает регистрацию лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;

обеспечивает издание официальных бюллетеней, а также информационных материалов по охраняемым объектам промышленной собственности;

выполняет иные, возложенные на него функции патентного ведомства;

утверждает перечень действий, размеры и порядок оплаты патентования объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем;

осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.

3. Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстицииРеспублики КазахстанКомитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющим исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в области исполнения уголовных наказаний.Основные задачи, функции и права Комитета уголовно — исполнительнойсистемыОсновными задачами Комитета являются:

организация и совершенствование работы учреждений и органов по исполнению уголовных наказаний;

организация обеспечения правопорядка и законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории, а также содержащихся в них осужденных;

организация обеспечения выполнения норм условий содержания осужденных, установленных Уголовно — исполнительным кодексом;

создание условий и организация труда осужденных на предприятиях уголовно-исполнительной системы по договорам, методом индивидуальной трудовой и иной деятельности;

организация общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;

обеспечение в пределах своей компетенции жизнедеятельности уголовно-исполнительной системы и организация финансирования ее расходов в пределах выделенных ассигнований и лимитов, развитие и укрепление материально-технической базы и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;

осуществление контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в учреждениях и органах, исполняющих наказания;

выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение;

осуществление дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

10) организация охраны здоровья осужденных.Комитет в соответствии с законодательством Республики Казахстан и возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

организует в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов размещение осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, обеспечивает соблюдение прав осужденных, норм их материально-бытового обеспечения;

осуществляет контроль и организует исполнение приговоров, постановлений, определений и решений судов в отношении осужденных, организует выполнение режимных требований в учреждениях и органах, исполняющих наказания, обеспечивает изоляцию осужденных и надзор за ними;

осуществляет перевод осужденных из следственных изоляторов, а также учреждений и органов, исполняющих наказания, в другие;

в пределах своей компетенции обеспечивает охрану учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы, безопасность осужденных и персонала, решает вопросы, связанные с обеспечением внутренней безопасности, нейтрализацией и пресечением проявлений преступности, в том числе организованной, в местах лишения свободы;

осуществляет постоянный контроль за оперативной обстановкой в уголовно-исполнительной системе;

организует исполнение актов амнистии и помилования;

организует и осуществляет работы по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, своевременному проведению первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания этого вида наказания;

направляет осужденных в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы, осуществляет контроль за своевременным исполнением приговоров судов в части обеспечения принудительных мер медицинского характера, представляет материалы в суд для освобождения осужденных от отбывания наказания в связи с болезнью;

обеспечивает организацию работы по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания с другими правоохранительными органами, органами исполнительной власти и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;

организует материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в местах лишения свободы, продовольствием, вещевым и интендантским имуществом;

взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан, органами местного самоуправления и иными организациями;

рассматривает обращения о нарушениях прав и свобод граждан в

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

вырабатывает предложения о создании и ликвидации учреждений, органов и организаций, осуществляющих деятельность в уголовно- исполнительной системе;

осуществляет руководство территориальными органами, учреждениями, учебными заведениями, органами, исполняющими наказания, и предприятиями уголовно-исполнительной системы;

разрабатывает и реализует оперативные планы действий по выполнению служебных задач при чрезвычайных ситуациях, обеспечивает привлечение необходимых сил и средств уголовно-исполнительной системы и их взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами;

совершенствует работу по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров Комитета, обеспечивает правовую и социальную защиту работников уголовно-исполнительной системы, организует их профессиональную подготовку;

осуществляет и организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих наказания, принимает меры по ее совершенствованию, взаимодействует с оперативными, следственными и другими территориальными подразделениями органов внутренних дел в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений;

осуществляет финансирование учреждений и органов, исполняющих наказания, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы в пределах выделенных в установленном законодательством порядке ассигнований и лимитов, а также из других законных источников обеспечивает рациональное распределение материально-технических ресурсов для осуществления задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, осуществляет контроль за их использованием, совместно с территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы контролирует эффективность использования и сохранность имущества уголовно-исполнительной системы, осуществляет в пределах своей компетенции ревизионную работу финансово-хозяйственной деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы;



разрабатывает программы развития и укрепления уголовно- исполнительной системы, осуществляет меры по их реализации и контролирует их выполнение;

организует, осуществляет и координирует международное сотрудничество;

организует в пределах своей компетенции пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы;

осуществляет иные функции, возложенные на Комитет законодательством Республики Казахстан.

В целях реализации основных задач и осуществления своих функций Комитет в пределах своей компетенции имеет право в установленном законодательством порядке:

выполнять административно-распорядительные и контрольные функции по отношению к территориальным органам и подведомственным учреждениям и предприятиям;

запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и иных организаций;

подготавливать проекты нормативных правовых актов;

проводить служебные проверки случаев чрезвычайных происшествий, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев;

вводить в учреждениях и органах, исполняющих наказания, режим особых условий;

проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;

быть истцом и ответчиком в судах;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством.