Оздоровительная гимнастика после дневного сна

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению гимнастику после сна либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. В гимнастику после сна надо включать щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений и сочетать их с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать Растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут (для старших дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика при открытых фрамугах. В течение года используются разные варианты гимнастики.

Согласно федеральным государственным требованиям, обязательным условием организации работы с детьми в дошкольном учреждении является принцип интеграции образовательных областей. Гимнастика пробуждения – одна из форм оздоровительной работы в детском саду, которая входит в образовательную область «Здоровье».

Конспект проведения гимнастики после сна

Цель корригирующей гимнастики: Способствовать пробуждению после дневного сна. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

Образовательная область: Здоровье

Связь с другими образовательными областями: По задачам и содержанию психолого-педагогической работы она интегрируется с образовательными областями: «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей). «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в частности здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса интегрируется с образовательными областями: «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Комплексы корригирующей гимнастики после сна

Комплекс №1

Содержание

Художественное слово

В кроватях:

И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться

Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись

И.п. лёжа, ноги поднять закинуть за голову, и.п.

Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем и за голову бросаем.

И.п. лёжа, колени обхватить руками, голову подтянуть к коленям, упражнение «качелька»

Дружно сели на качели, и качели полетели.

И.п. сидя, ноги скрещены, повороты головы вправо, влево, и.п.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Как? Вот так, вот так, смотрит влево, смотрит вправо

Игровой массаж

Растирание рук

Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание лба

Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание бровей

Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание носика

Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание щёк

Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки

Растирание шеи

Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх

Растирание ушек

А теперь потрём ушки, наши ушки на макушке.

На дорожках здоровья

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»

Ходьба по мокрым дорожкам

Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять- никого не обгонять

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже,

А потом, марш на месте, не спеша

Как погода хороша.

Упражнения на ковре: растираем стопы о ковёр- «катаемся» на лыжах»

Дружно лыжи все одели

И вперёд все полетели,

Мы на горку поднимаемся,

С горки дружно все спускаемся.

Профилактика нарушений осанки:

И.п. стоя, руки поочередно вверх- потянуть, вниз, и.п..

И.п. стоя, присели, хлопок над головой, встали- хлопок внизу.

И.п. стоя трясём руками, ногами, вертим головой, и.п.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки

Приседание с хлопками:

Вниз- хлопок и вверх- хлопок.

Руки, ноги разминаем,

Точно знаем- будет прок.

Крутим- вертим головой,

Разминаем шею. Стой.

Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Пастушок дудит в рожок»:

Подуть громко в «рожок», вдох воздуха через нос и резкий выдох через нос, губы сомкнуты.

Пастушок, пастушок, подуди –ка нам в рожок,

Ты погромче подуди, И на нас ты не гляди

Комплекс №2

Содержание

Художественное слово

В краватях

И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться

Потянулись, улыбнулись, потихонечку проснулись

И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами, голову и плечи не поднимать.

Эй скорей включите свет, где тут мой велосипед,

Мы поехали, поехали и к зверятам в лес приехали

И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе, вдох- живот надуть, выдох- втянуть, и.п.

Мой животик, мой животик, ну совсем как бегемотик, очень глубоко вдохнул и животик свой надул, а животик свой втянул, значит воздух выдохнул

И.п. сидя, ноги скрещены, наклоны головы вперед, назад, и.п.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон. Как?

Вот так, вот так- он слонихе шлёт поклон.

Игровой массаж

Растирание рук

Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание лба

Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание бровей

Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание носика

Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание щёк

Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки

Растирание шеи

Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх

На дорожках здоровья

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»

Ходьба по мокрым дорожкам

Я иду и ты идёшь- раз, два, три.

Я пою и ты поёшь- раз, два, три.

Мы идём и ты идёшь- раз, два, три.

Очень дружно мы живём- раз, два, три.

Упражнения на ковре: сминаем стопами лист бумаги, не передвигаясь, двигаются только пальцы ног.

Дружно пальчики сжимаем

И в комочёк превращаем

Очень маленький листочек

Превращаем мы в комочек.

Дыхательные упражнения:

У ребёнка на носу ватка, выдох так, что бы ватка полетела.

Будем мы сейчас играть, надо фокус показать.

Ватка на носу у нас, сдуем мы её сейчас.

Будем воздух выдыхать и она начнёт летать.

Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Совушка- сова»:

По сигналу-день- дети медленно поворачивают голову медленно вправо, влево. По сигналу- ночь- дети смотрят вперед и взмахивают руками, опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «Уффф»

Совушка- сова большая голова

Головой то днём вертела

Ночью тихо полетела- Уффф

Комплекс № 3

Содержание

Художественное слово





В кроватях:

И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх, потянуться, расслабится, улыбнуться

Раз, два, три, четыре, пять нам пора уже вставать, потянуться, встрепенуться и друг другу улыбнуться

И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе.

Вдох- живот надуть, выдох втянуть

Мы пока что отдыхаем и животик надуваем, надуваем и сдуваем, будто в шарик превращаем.

И.п. лёжа на спине, руки в локтях согнуты, упор на руки, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами.

А теперь «велосипед», мы поедем на обед, ехали, ехали, до речки доехали

И.п. лёжа на животе, руки под подбородком, приподнять голову, руки вдоль туловища, ноги тянуть вверх, и.п.

Очень мы стараемся в лодку превращаемся, лодочка качается, на волнах шатается.

Игровой массаж

Растирание рук

Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание лба

Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание бровей

Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем

Растирание носика

Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

Растирание щёк

Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки

Растирание шеи

Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх

На дорожках здоровья

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»

Ходьба по мокрым дорожкам

Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять — никого не обгонять

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже,





А потом, марш на месте, не спеша

Как погода хороша.

Упражнения на ковре: «рисуем ногами на ковре геометрические фигуры»

Как погода хороша, мы рисуем не спеша,

Профилактика нарушений осанки:

Упражнение «Сосулька»

И.п. стоя на ковре, руки опустить вниз, встать на носки руки вверх, потянуться, и.п.

Руки вверх, потянись,

Мило солнцу улыбнись

Дыхательная гимнастика:

Сидя на ковре, наклон 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками произнести звук –сссс-

Ос,ос,,ос,ос- нужем нам сейчас насос.

Комплекс корригирующей гимнастики после сна для детей 3-4 лет

Программное содержание:

Цель. Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Обучающие задачи. Учить выполнять упражнения из разных исходных положений, добиваясь естественности, лёгкости.

2. Развивающие задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять двигательные навыки (в ходьбе, в прыжках, в перешагивании). Активизировать двигательную деятельность, используя игровой сюжет.

3. Воспитывающие задачи. Воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.

Ход гимнастики.

1. Побудка:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

2. Упражнения в кровати:

1) И.п.: лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).

2) И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).

3) И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться.(3-4р.).

4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).

3. Зрительная гимнастика «Куклы моргают»

(изобразить совместно с детьми моргающих кукол).





4. Дыхательное упражнение «Подуем на пушинку».

5. Упражнения на ковре «Весёлые медвежата»:

Вос-ль: Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.

Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,

И всю зиму на пролёт – снится мне душистый мёд.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст